В этом году исполняется сто лет революционным событиям в России, которые не только в корне изменили ситуацию в нашей стране, но оказали влияние на всю мировую историю. На рубеже XIX-ХХ вв. центр мирового революционного движения постепенно переходил из Франции в Россию. Во Франции к тому времени были достигнуты решающие успехи по юридическому закреплению основных прав и свобод человека и гражданина. После принятия Конституции 1875 г. во Франции окончательно была установлена республиканская форма правления. Причем в Конституции было заявлено, что возврат к монархии во Франции не возможен. Всеобщее мужское избирательное право во Франции и Швейцарии было установлено с 1848 г., в США с 1870 г. (15 поправка к Конституции США), в Германской империи с момента ее создания в 1871 г. Таким образом, во всем мире к началу ХХ в. уже были предприняты шаги по установлению демократических процедур.

Российская империя в начале ХХ в. продолжала быть неограниченной самодержавной монархией. Те права, которые были предоставлены народу Манифестом от 17 октября 1905 г. и Основными законами Российской империи от 23 апреля 1906 г. были весьма ограниченными. Провозгласив создание Государственной думы, царское правительство не сделало выборы в нее всеобщими – избирательное право осталось куриальным. Император сохранял за собой право на роспуск Государственной Думы. Государственный переворот июня 1907 г. показал, что император может не только распустить Думу, но и изменить закон по выборам в Думу, что противоречило положениям Манифеста от 17 октября 1905 г. Такое положение в России потенциально создавало революционную ситуацию. Первая мировая война ускорила нарастание революционных процессов.

Выдающийся российский социолог первой половины ХХ в. Питирим Сорокин, который был непосредственным наблюдателем и современником событий в России, пока в 1922 г. он не был выслан из страны из-за несоответствия его взглядов официальной доктрине большевистского государства, проанализировал в своей работе вышедшей в Праге в 1923 г. «Социология революции» причины революционных событий вообще и в частности причины революционных событий в России. В книге Питирим Сорокин называет себя «реакционером», так как не поддерживает «прекрасный лик революции» и не романтизирует ее. По понятным объективным причинам Питирим Сорокин и не мог оценивать русскую революцию положительно. В своем труде он исходит из постулата, что основными причинами всех революций в истории человечества является увеличение подавления базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

Питирим Сорокин считает, что первой причиной всех революций является подавление пищеварительного инстинкта. Отдельно феномен голода как движущей силы человеческой истории он рассмотрел в работе «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь». Именно голод, как считает П. Сорокин, приводил к революционным взрывам и в древности, и в новейшее время.

Второй причиной революционных выступлений, по мнению автора, было подавление инстинктов собственности – и здесь он солидаризируется с Карлом Марксом, характеризуя рабочий класс как самый революционный – ему нечего терять, рабочие лишены всего: «дома, в которых живут рабочие, принадлежат не им; орудия труда не являются их собственностью, его настоящее, не говоря о будущем, социально не гарантировано».

А третья причина это подавление инстинкта самосохранения, который особенно сильно страдает в годы войны, о чем мы уже писали выше. Люди во время неудачной войны или сразу после нее во имя инстинкта самосохранения поднимают знамя революции.

Подавление полового инстинкта – называет Сорокин четвертую причину революции. Как проявляется такое подавление? В растущей распущенности привилегированных классов, незащищенности жен и дочерей граждан.

И, конечно , важнейший фактор любой революции, пятая причина по Сорокину, это подавление импульсов свободы. Ограничения в миграциях, коммуникациях (свобода слова, собраний и организаций) и действиях людей непосредственно приводят к революции. Поэтому все деспотические режимы рано или поздно приводят к социальному взрыву. Силы контроля, карательные органы могут лишь отодвинут сроки этого взрыва.

Подавление инстинкта самовыражения также способствует революции – индивиды стали занимать те позиции, которые не соответствуют их талантам. Никто не удовлетворен своей социальной позицией и это взрывоопасно!.

А как проявлялось подавление всех этих инстинктов в предреволюционной России? По мнению Питирима Сорокина, с которым мы согласимся, при характеристике причин русской революции, мы наблюдали накануне революции 1917 г. следующее:

  1. Подавление инстинкта индивидуального самосохранения – жесточайшая мобилизация призванных солдат на фронт: по оценке Питирима Сорокина она велика (50-60 млн. человек). С точки зрения современной исторической науки на фронт было призвано около 15 млн. человек, но это тоже колоссальные человеческие потери для экономики страны: люди были оторваны от непосредственного производства и сельского хозяйства. Это и есть принудительное подавление инстинкта самосохранения.
  2. Постоянные поражения, беспомощность властей, и даже факты государственной измены, о которой так много говорил в своей знаменитой речи П. Н. Милюков, все это привело к подавлению инстинкта группового самосохранения.
  3. Голод, подавление пищеварительного инстинкта, особенно обострившийся к концу 1916 г.
  4. Подавление инстинкта свободы, о чем мы уже писали выше. Но это еще и военные трибуналы, цензура и политика деспотизма, проводимая государственными чиновниками.
  5. Подавление инстинкта собственности – так называемая политика «военного коммунизма», которая начала проводиться еще царским правительством– хлебная монополия, введение «твердых» цен на хлеб, которые были значительно ниже рыночных. И, конечно же, война привела к массовому обнищанию населения.
  1. И, наконец, подавление сексуального инстинкта населения беспутством правящих кругов и распутинщиной.

Питирим Сорокин считает, что такого набора причин было вполне достаточно, чтобы вызвать революционный взрыв. С этим можно согласиться. Однако мы не согласимся с П. Сорокиным в том, что в водовороте революционных событий было задействовано 95% населения, у которых практически все базовые инстинкты были подавлены.

В русской революции участвовало 5 -10 % наиболее активных деятелей от всего населения. Большинство населения жило своей обыденной жизнью, не замечая событий, которые повлияли не только на ход российской истории, но и имевших огромное всемирное историческое значение. Революция в России привела к «восстанию масс», которое, как писал испанский философ Хосе Ортега-И-Гассет, сделала культуру, политику, средства коммуникации , коммунальные удобства более доступными для человека из народа. Мир, в итоге, изменился – начался период новейшей истории.