В числе важных пропагандистских задач политического режима, установившегося на востоке России в конце 1918 г., стала репрезентация российскому обществу личности адмирала А. В. Колчака – лидера Белого движения, олицетворявшего собой Российское государство и его вооруженные силы. Создание его портретных изображений явилось одной из форм решения этой проблемы. «Омская» иконография А. В. Колчака, то есть совокупность его портретов, в том числе и фотографических, не отличается обширностью. И если графические портреты и фотографии сохранились в редких тиражных изданиях – газетах, журналах, плакатах, – то живописные портреты не обнаружены и, безусловно, утрачены. При этом следует отметить, что не только не сохранившиеся, но и не осуществленные объекты не менее интересны и важны для изучения систематизации иконографии Верховного правителя, поскольку их упоминания, анонсы и т. п. сами по себе есть вполне реальный факт художественной жизни Белой столицы.

Из мемуарных новелл писателя А. С. Сорокина известно, что Верховного правителя рисовал во время пребывания в Омске в марте 1919 г. Д. Бурлюк. Художник А. М. Соловьев вспоминал о том, как в салонвагоне А. В. Колчака писал его с натуры, и этот портрет потом копировали для учреждений. Его боевой друг живописец Б. В. Иогансон трудился вместе с ним над образом адмирала. Красноречиво объявление анонимного художника: «Предлагаю государственным учреждениям портреты адмирала Колчака масляными красками на полотне размером от 1 до 4 аршин длины и пропорционально ширины. Предложение письменно: Почтамт, предъявителю Членского билета Союза художников № 16». Неизвестен и исполнитель портрета, который упоминается очевидцем событий 1919 г. в Омске К. Чукреевым: «Возле железного моста, напротив СерафимоАлексеевской часовни, на той стороне, где был магазин Левина, стоял на улице большой портрет Верховного правителя адмирала А. В. Колчака».

Молодой поэт М. Вощакин писал в своем известном стихотворении, опубликованном осенью в «Нашей газете»: «А всюду в окнах и витринах, Видны портреты Адмирала». В том, какие именно портреты могли вывешиваться на городских улицах, может отчасти свидетельствовать фотография экспозиции 1920-х гг. ЗападноСибирского краевого музея со стендом, посвященным колчаковскому Омску. Для составления иконографии А. В. Колчака большую ценность представляют материалы периодики того времени. Из новониколаевской газеты «Военные ведомости»: «В виду скудных ресурсов Сибири в области фотографического и типографского искусств, широкие круги населения были лишены возможности иметь хорошо выполненный портрет Верховного Правителя. Только в самое последнее время это досадное обстоятельство было устранено, благодаря тому, что Верховному Правителю было угодно разрешить омскому фотографу г. Дивиш распространить его портрет с факсимиле. Портрет вполне удачен и художественно выполнен. Одна треть стоимости всех проданных снимков поступает в распоряжение фонда помощи больным и раненным воинам. (Р. А.)».

Не выяснено, однако, о каком конкретно фотопортрете идет речь. Возможно, имеется в виду изображение А. В. Колчака в трехчетвертном повороте, где неизвестный фотограф усилил ассоциации сходства модели с образами героического римского портрета в скульптуре и камеях. Такова, например, репрезентация личности А. В. Колчака в брошюре С. А. Ауслендера.

Фотоателье Ю. (Г.В.) Дивиша, прибывшего в Омск, вероятно, в 1914 г., находилось по адресу: угол улиц Костельная и Лермонтовской. Согласно подписям под иллюстрациями в переизданной книге Г. К. Гинса «Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории. 1918–1920» (М., 2013) В. Дивиш снимал не только портреты, но и репортажи: встречи А. В. Колчака с представителями союзных держав, парады, смотры и т.п. Однако в авторском издании (ХарбинПекин, 1921) в подписях под фотографиями фотограф не указан. Единственным художником, подписной портрет адмирала работы которого удалось обнаружить, является Г. А. Ильин. Художник из числа казанских беженцев, выпускник Петербургской Академии художеств, он исполнил в Омске одобренные Верховным правителем эскизы униформы чинов Сибирской милиции (март 1919 г.), а также проект ордена «Освобождения Сибири».

Авторство Г. А. Ильина в поясном графическом портрете на обложке брошюры С. А. Ауслендера «Верховный правитель адмирал А. В. Колчак» (Омск, 1919) определил историк В. В. Журавлев. Портрет выполнен в технике одноцветной линогравюры по фотографии, на которой А. В. Колчак снят 1 мая 1919 г. после неудач весеннего наступления белых армий. Полагаясь на работу фотографа, Г. А. Ильин усилил состояние тревоги в образе модели с помощью крупных резких линий и контрастов темного и светлого. Слева внизу под клапаном кармана подпись: «Г. Ильинъ».

Неизвестно, писал ли Г. А. Ильин большой парадный портрет А. В. Колчака, а он мог бы блестяще справиться с этим заданием. Еще в период обучения в Академии художеств молодой живописец стал известен за стенами учебного заведения и получал заказы на исполнение портретов членов императорской семьи и петербургских знаменитостей (портрет Ф. И. Шаляпина). Уделяя внимание исключительно решению государственных проблем, Верховный правитель, вероятно, не видел необходимости в парадном портрете и трате времени на позирование художнику. Здесь важно отметить, что на открытой в апреле 1919 г. выставки омского Общества художников и любителей изящных искусств Степного края ни один из участников не представил портрет А. В. Колчака и ни один обозреватель местных газет не счел нужным в рецензиях упрекнуть авторов картин в отсутствии внимания к вождю Белого движения.

Перед падением Омска в ноябре 1919 г. Г. А. Ильин со своими родственниками продолжил путь на восток и остановился сначала в Чите, затем в Токио, а в 1923 г. выехал в США. В СанФранциско художник стал одним из наиболее популярных и признанных портретистов Калифорнии. Успешно эвакуировался восточном направлении и Г. В. Дивиш. В 1933 г. его следы обнаруживаются в Харбине, где он открыл фотографию.

Данная тема в полной мере не разработана и изобилует вопросами. Последующее ее изучение и усилия будущих исследователей обогатят историю создания и бытования исполненных в Омске портретов Верховного правителя адмирала А. В. Колчака. При этом выявленный в периодике и мемуарной литературе материал позволяет говорить о том, что облеченный властью политический деятель, ставивший целью восстановление в стране правового порядка и нормального течения государственной жизни, не стремился к возвеличиванию собственной персоны и прославлению своего имени. Привлечение художников исполнению его портретов и производство тиража его графических изображений происходит с запозданием и активизируются лишь к середине 1919 г. и во второй его половине в обстановке начавшихся неудач на фронте и необходимостью поднятия боевого духа армии. Это обстоятельство оказалось «слабым звеном» в деятельности антибольшевистских пропагандистских структур.