В данной статье на примере Сибири рассматривается такой важный аспект как привлечение для участия в работе РКИ широких масс, с целью усовершенствования государственного аппарата. Реорганизация государственного контроля в РКИ произошла на основе его слияния с рабочими инспекциями, возникшими в конце 1918 – начале 1919 г., как общественный институт контроля над деятельностью предприятий. В декрете от 7 февраля 1920 г., ВЦИК утвердил «Положение о Рабочекрестьянской инспекции». В этом документе подчёркивалось, что второй задачей является привлечение широких масс к государственному управлению, РКИ должна стать школой управления для трудящихся.

В начале 1920-х гг. привлечение масс к осуществлению ими контроля над органами государственного управления в основном осуществлялось в двух формах: через институт делегированных и ячейки содействия РКИ. В этой работе рассматривается институт делегированных, на который возлагались основные надежды в деле обучения масс искусству управления. Институт делегированных начал действовать по декрету ВЦИК от 7 февраля 1920 г. Делегированные для участия в работе РКИ подразделялись на 3 категории: постоянных сотрудников, фактических контролёров, выполняющих те или иные поручения заведующих отделами РКИ, ведущих самостоятельные обследования и практикантов, наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях. С мая по июль 1920 г. во всех губерниях Сибири были проведены первые выборы делегированных. Количество избранных в губернские инспекции было различным от – 236 в Томскую до 52 в Алтайскую. В общей сложности в Сибири было направлено в РКИ 748 делегированных.

На основе отчёта Томской губернской РКИ, можно проиллюстрировать влияние деятельности 542 делегированных в инспекцию в 1920 – 1921 гг. на инспекционную деятельность Томской губРКИ. Руководство Томской губРКИ, подводя итоги работы делегируемых в 1920–1921 гг., констатировало, что большинство из делегируемых могут выполнять только несложные работы. Их влияние на инспекционную деятельность Томской губРКИ незначительно. Руководство Томской губРКИ на основе анализа деятельности делегированных приходит к выводу – полезных государству работников мы не дали. Главная причина – низкий умственный уровень развития делегатов и короткий срок их обучения в РКИ. Низкий уровень предопределён самим порядком делегирования в РКИ. РКИ должна обучать управлению государством в первую очередь женщин, а они, как правило, малограмотны. Квалифицированные рабочие – наиболее способные, но они нужны предприятию и предприятия их не отпускает. В общей сложности за 1920–1921 гг. в Сибири через институт делегированных прошло около 3 000 человек.

Осуществление принципов НЭПа привело к отказу значительной части предприятий производить оплату рабочим, делегированным на работу на 4 месяца в РКИ. К январю 1922 г. во всех губернских РКИ Сибири насчитывалось только 39 делегированных вместо нескольких сот в начале 1921 г., по этой же причине у РКИ возникали затруднения с привлечением масс к ревизионной деятельности на общественных началах. На 1 января 1923 г. во всех губернских РКИ Сибири осталось всего 15 делегированных. За весь 1922 г. в РКИ Сибири работало 129 делегированных – 80 рабочих и 49 служащих. Результаты ревизионной работы делегатов в 1922 г. были более чем скромными, в основном они привлекались к ревизиям в качестве помощников кадровых инспекторов или командировались в различные организации для снятия фактических остатков.

Со второй половины 1923 г. происходит постепенное отмирание института делегируемых. Главная причина связана с тем, что с переходом к НЭПу попытки РКИ привлечь к работе в качестве делегируемых лиц высокой квалификации были безуспешны. Поскольку зарплату делегируемым платили предприятия, им было невыгодно направлять в качестве делегируемых квалифицированных рабочих. 1 июля 1924 г. институт делегируемых официально заканчивает свое существование.

Таким образом, к началу 1924 г. в Сибири институт делегированных РКИ практически прекратил своё существование. Он оказался несовместим с условиями хозяйственного строительства в период НЭПа. Кроме того, практика показала, что пополнение штатов губернских РКИ за счёт делегированных лишь в крайне редких случаях улучшал работу РКИ. Очень низкий общеобразовательный уровень и практическое отсутствие профессиональной подготовки позволяли использовать делегированных лишь как практикантов.

Привлекая массы к работе в РКИ, советское руководство планировало получить, прежде всего, политические дивиденды. Рабочие и крестьяне после 4-месячного пребывания в РКИ, приобретя навыки контрольноревизионной деятельности, по замыслу советского руководства, должны были стать аппаратным резервом. Часть их должна была остаться в РКИ, часть могла быть использована для решения задачи «орабочивания» и в какой-то мере «окрестьянивания» других звеньев государственного аппарата. В результате за короткий промежуток времени государственный аппарат на местах состоял бы почти исключительно из социально близких делу пролетарского государства слоев. Вопрос о функциональном вкладе масс при проведении контрольноревизионных работ становился второстепенным. Тем не менее, считалось, что хотя и полуграмотные, но сознательные пролетарии будут очень полезны в инспекционном аппарате.

Однако решать поставленную перед РКИ задачу обучения масс искусству управления и одновременно получить со стороны привлеченных в РКИ существенную помощь в решении контрольноревизионных задач не удалось. Во-первых, количество привлеченных к работе в РКИ оказалось на порядок меньше, чем первоначально задумывалось, и, – во вторых, лишь несколько процентов из привлеченных оказались в последующем пригодны к работе в РКИ и государственном аппарате.

Каковы же основные причины неудачи? Во-первых, это утопичность идеи обучения за 4 месяца малограмотного рабочего пусть даже не искусству управления государством, а хотя бы основам самостоятельной инспекционной работы. Во-вторых, несогласованность «Положения о РКИ» с системой оплаты труда рабочих. Государство переложило на заводы и учреждения оплату трудящихся делегируемых в РКИ. В период военного коммунизма предприятие получало паек на всех работников, поэтому проблема его содержания в основном решалась. С переходом к НЭПу многие предприятия прекращают оплату трудящихся, делегируемых в РКИ. Встал вопрос, о необходимости перейти к их оплате из бюджета государства. Но средства для оплаты трудящихся, делегируемых в РКИ, в бюджет не были заложены.