«Интернет», как всемирная информационная система, образующая киберпространство, особую реальность, рождает киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком и является одной из главных составляющих становления информационного общества. Неоднозначность влияния социальных сетей на подростков вызывает интерес к изучению этой проблемы.

По оценке агентства Newspoll, 84% подростков в возрасте от 14 до 17 лет пользуются социальными сетями и почти половина детей в возрасте 10-13 лет сидят в социальных сетях, молодые люди проводят в них до семи часов в день.

В действительности сотни тысяч молодых людей сегодня не представляют своей жизни без ежедневного посещения социальных сетей, черпают информацию из лент новостей, интернет – сайтов, общаются через комментарии живых журналов.

Сетевая свобода – фактор, особенно привлекающий молодых людей, возможность высказывать свое мнение (анонимно или публично) многомиллионной аудитории. Случаи интернет – пиара кружат голову молодым, талантливым и амбициозным.

Возможность не открывать себя делает подростков абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но подобное поведение всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и преподавателями.

В сети подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.

Поводом к написанию доклада и проведению социологического опроса послужила статья, опубликованная в ежедневной газете «Утро.ru» под заголовком «Ученые заявили о вреде социальных сетей».

Группа ученых под руководством профессора нидерландского Пола Кишнера провела исследование, целью которого было выяснить влияние социальных сетей на успеваемость студентов. Всего в эксперименте приняли участие 219 учащихся.

Итоги оказались вполне предсказуемыми. Студенты, которые на время подготовки к экзаменам полностью отказались от интернет – общения, показали результат на 20% лучше остальных. Средняя оценка по четырехбальной шкале у любителей социальных сетей составила 3,06, а у тех кто на кануне сессии расстался с Интернетом, показали результат в 3,82 балла.

Если «Facebook» и другие социальные сети работают в фоновом режиме, а человек занят более важной работой, ему приходится отвлекаться и переключать свое внимание, что приводит к появлению большого числа ошибок в выполняемой работе. Подобный результат не стал неожиданностью для исследователей.

Вопрос об успеваемости своих пользователей заинтересовал и самую крупную социальную сеть – Facebook. Три четверти респондентов ответили, что интернет – общение никоим образом не сказывается на их успехах в учебе. Тем не менее 25% признали, что общение в Сети сказывается на их успеваемости, мягко говоря, не самым лучшим образом.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета.

Первоначально компьютерная сеть во времена расцвета «Битлз» предполагалась как военно-ориентированная схема командования и управления. Но поскольку она расширилась за пределы исходных узлов и центров связи, также как и идея, которая объединила компьютеры, стало возможно создать огромный форум, чтобы обсуждать взаимно интересные темы, и, возможно, даже познакомиться с другими людьми или возобновить старые связи. В 70-ых 20 века этот процесс начался всерьез.

Социальные сети с каждым днем набирают популярность во все мире. В России они появились около 10 лет назад, но уже сегодня трудно найти человека, который бы пользуясь интернетом, не пользовался бы социальными сетями.

Самая посещаемая социальная сеть а мире Facebook. На втором месте Myspace, на третьем Twitter.

В России социальные сети пришлись по вкусу нашим соотечественникам. Статистика показывает, что мы самые активные пользователи социальных сетей.

В России самая посещаемая социальная сеть Вконтакте, на втором месте Одноклассники, на третьем Мой мир.

Итак, социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к компьютеру и телефону. Массовое внедрение и производственные сферы компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации совпали с перестройкой мировоззренческой парадигмы в России и реформирование народного образования. Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно – интеллектуального развития подрастающего поколения.

Социальные сети — основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Психологи подтверждают результаты исследований и кроме того, с уверенностью заявляют, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. Вместо учебы студенты тратят свое время на «поиски друзей» и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на успеваемость подростков, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между учебой и виртуальным общением, у студентов возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье. В психологии принято разделять любую Интернет-зависимость на стадии. В них входит начальная стадия здорового интереса к сети и патологическая зависимость от нее, которая сказывается на работоспособности человека и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье.

В основе интернет-зависимости, считают специалисты, лежит прежде всего нелюбовь и неуверенность в себе. Люди, страдающие «комплексом недостаточности», неудовлетворенные своей внешностью или малым вниманием окружающих к своей персоне, чаще всего и подсаживаются на «онлайновую» иглу. Как правило, это люди гуманитарного склада ума, склонные к фантазиям, любящие приврать «для красоты» и часто выдающие желаемое за действительность.

«Сетемания» имеет физиологические признаки, по которым ее можно классифицировать как психическое заболевание, а не просто как нехорошую привычку. Это «влажные», как при базедовой болезни, глаза, повышенное потоотделение и хроническая бессонница. Дело в том, что частое «брожение» по Сети создает в мозгу повышенный уровень допамина — вещества, подобного адреналину. Зависимый испытывает во время общения в чатах возбуждение, которое сродни азартной лихорадке игрока.

Особенно социальные сети, на взгляд ученых, опасны для подростков, так как формируют у них ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить. Кроме того, подросткам, привыкшим к быстрому течению интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они могут попытаться «оживить» ее, совершая импульсивные поступки.

Из этого следует что, основными моментами отрицательного воздействия электронных технологий на растущий организм и развивающийся мозг студента являются:

  1. распространение ложной, непотребной и кодированной информации
  2. нанесение вреда физическому здоровью действием электромагнитных полей
  3. потеря реального времени и гиподинамия.

По результатам социологического опроса, проведенного мною среди 100 студентов в возрасте от 16-18 лет можно сделать следующие выводы: студенты Электромеханического колледжа Воронежского филиала МИИТ как и большинство молодых людей нашего времени посещают социальные сети несколько раз в день. Это можно видеть на слайде.

Основными мотивами для использования социальных сетей для них являются поиск друзей, одноклассников, одногруппников и общение с ними. Время провождения в социальных сетях помогает большинству респондентов организовывать личный досуг, а также готовиться к экзаменам. Некоторые респонденты отмечали сразу несколько мотивов, поэтому полученные цифры могут показаться слишком большими.

Практически половина опрошенных признает, что использование социальной сети помогло им в личной жизни и общении с друзьями, организации досуга и в поиске групп по интересам, некоторые утверждают, что социальные сети никак не повлияли на их образ жизни и лишь некоторые признали, что социальные сети повлияли на их свободное время, у 10% вызвало зависимость.

Приоритетным в использовании услуг, предоставляемых социальной сетью для студентов является возможность найти интересующую музыку, фильмы, фото, поиск и обмен информации, а также способ связи, экономящий средства и время.

Подводя итоги следует заметить, что социальные сети, став неотъемлемой частью полноценной жизни студента, заняли большую часть его свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения заменили студентам хобби, вербальное общение. Социальная сеть, а не учебник-преподаватель, стала для них главным помощником в подготовке к экзаменам.

Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным. Студент не может вникнуть, усвоить и обдумать изучаемый материал.

Хочется отметить, что респонденты в своем большинстве 78%, не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать эту самую жизнь намного проще и комфортнее.

Активные пользователи социальных сетей в целом учатся хуже тех, кто эти сети не посещает. Эта разница между личностным восприятием и реальностью не обязательно означает, что социальные сети ведут к сокращению учебного процесса и получению низких оценок. Однако результаты исследования поднимают и другие вопросы, например, на что студенты тратят время вне учебы: на социальные сети, творческую реализацию, спорт и другую активность.