Любая система (экономическая, производственная, социальная, информационная и пр.) изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Эффективность деятельности организации во многом определяется тем, насколько адекватно, быстро и качественно она способна приспособиться к соответствующим современным условиям. Для осмысленного осуществления таких изменений необходимы специфические методы и средства, на которых основана методология проектного менеджмента. Проектно-ориентированный подход, который издавна использовался для реализации строительных и технических объектов, был успешно перенесен в экономическую, социальную и организационную сферу и стал давать поразительные результаты.

Исключительные, «неинженерные» идеи с применением проектных технологий позволяют уменьшать временные, ресурсные и иные виды затрат, сделать проект «прозрачным» для инвесторов и государства. Такой подход позволяет не только понять, что мы должны сделать, какие хотим получить результаты, но и определить, кто для этого нужен, какие ресурсы необходимы, в какие сроки можно выполнить работы и, наконец, ответить на главный вопрос: «сколько это будет стоить?». Проблема перехода к проектно-ориентированной форме управления в системе государственного управления связана с трудностями, обусловленными особенностями российской системы управления.

В наши дни сложился определенный стереотип, что современное проектное управление – это особый вид управления, который появился сравнительно недавно в Европе и Америке, во второй половине 20 века. Но исторические данные подтверждают использование этого вида управления в советской практике в качестве крупномасштабных государственных проектов в период индустриализации и коллективизации 30-е годы 20 века. Как известно, понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, основные из которых таковы:

  • направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
  • координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.

Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект — однократная, не циклическая деятельность, форма организации кооперативных форм деятельности. Посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, «относится к определенному будущему объекту», который стремится вызвать к жизни то, что «еще не было».

В понимании автора статьи, проекты – это то, что трансформирует окружающий мир:

  1. строительство инфраструктурных объектов,
  2. программа научных исследований,
  3. различные национальные проекты и т.д.

В последнее время в разных сферах деятельности, в том числе в системе государственного управления, спрос на использование проектных методов абстрагировался. Вопросы проектного менеджмента стали привязываться к текущим процессам, организационным структурам, стратегическим целям организации. В сфере государственного управления спрос определяется масштабностью реализуемых проектов, необходимостью обоснованно принимать управленческие решения, качеством планирования и прогнозирования. Например, к таким проектам относятся «Электронная Россия», «Олимпиада-2014» (Создание     информационного портала мониторинга подготовки к Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 г.), «XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске» (Разработка и внедрение информационной системы управления проектами подготовки к Универсиаде) и др.

В некоторых регионах РФ успешно применяют технологии проектного управления:

  • Ямало-Ненецкий АО (Аудит системы управления инвестиционным проектом «ОАО Ямал-СПГ»),
  • Ханты-Мансийский АО (Постановка системы управления Приоритетными национальными проектами на региональном уровне),
  • г. Москва (ОАО «Электронная Москва», в департаменте информационных технологий, в департаменте экономической политики и развития города) и др.

Использование технологии проектного управления в системе государственного управления в России определяется следующими условиями:

  1. Постоянно возрастающая сложность и высокая стоимость государственных проектов.
  2. Появление новых эффективных форм взаимодействия науки и производства.
  3. Постоянно меняющаяся в рыночных условиях внутренняя и внешняя среда организации.

Управленческая культура, сложившаяся в России, а также ее социально-экономические условия обуславливают свои специфические проблемы осуществления проектного управления.

Но внедрение проектного менеджмента не является панацеей от сбоев, происходящих в российской экономике, это всего лишь инструмент для принятия решений. Последнее слово в принятии решений остается в конечном счете за руководителем, и от того насколько умело он этим пользуется, зависит эффективность любого проекта.

О необходимости внедрения проектного менеджмента можно говорить только тогда, когда преимущества внедрения компенсируют неизбежные затраты. Если же организация эффективна и работает в рамках традиционной линейно-функциональной структуры, внедрение проектного управления может оказаться неоправданным.

К сожалению, в российской практике проектное управление не получило широкого распространения в силу следующих причин:

  1. отсутствия у современных менеджеров профессиональных знаний в этой сфере;
  2. низкой адаптивности российского менеджмента к изменяющимся рыночным условиям;
  3. сложной нормативно-правовой и законодательной базы для внедрения и использования проектного управления в деятельности органов власти.

Но, вопреки вышеперечисленным причинам, внедрение проектного управления может принести существенные преимущества:

  1. минимизация времени, затраченного на выполнение проекта, путем использования четкого планирования, организации и их инспекции;
  2. снижение финансовых и других видов рисков, а также ресурсных потерь;
  3. уменьшение расходов бюджетов всех уровней и др.. Современная практика управления показывает, что существует прямая зависимость: качество культуры управления влияет на благосостояние общества и развитие экономики.

Далее, социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от того, насколько профессионально применяются знания, умения и навыки управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит количество подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами проектного менеджмента, имеет большое значение.

Статья на тему проектное управление в системе государственного управления