Надзор за исполнением законов судебными приставами как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

Выделение на законодательном уровне надзора за исполнением законов судебными приставами как самостоятельной отрасли (направления) прокурорского надзора произошло в связи с принятием Федерального закона 10.02.1999 г. № 31-ФЗ, которым п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» был дополнен словами «надзор за исполнением законов судебными приставами».
С этого времени одним из наиболее актуальных и значимых направлений научных исследований стало рассмотрение различных аспектов и проблем обеспечения надлежащего надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Тогда как вопросам надзора за деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС) уделялось незначительное внимание. Только в 2017 году судебными приставами по ОУПДС выполнено более 6 600 000 заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и около 5 200 000 заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий.

Принудительно доставлено на основании постановлений судов, судебных приставов-исполнителей и дознавателей службы судебных приставов 954 232 человека .

Статистика работы судебных приставов

Должностными лицами ФССП России, в том числе и судебными приставами по ОУПДС, в 2017 году возбуждено 475 586 дел об административных правонарушениях. Существенная их часть (194 599 дел) рассмотрена должностными лицами ФССП России. Из дел, рассмотренных судами, прекращено 1 729 производств, свыше 41 % которых прекращены за отсутствием события или состава административного правонарушения .

Судебные приставы по ОУПДС допускают при исполнении должностных обязанностей нарушения закона

Повышенное внимание осуществлению прокурорского надзора за судебными приставами по ОУПДС обусловливается рядом факторов: судебные приставы по ОУПДС непосредственно участвуют в применении мер процессуального и иного принуждения к гражданам и юридическим лицам. При этом они допускают нарушения закона; при осуществлении своих обязанностей они систематически применяют физическую силу и специальные средства, вправе применять оружие; судебные приставы обладают широкими административно-юрисдикционными полномочиями по отношению к гражданам, попадающим в сферу их деятельности.