Опыт зарубежных стран иллюстрирует нам, что информационные и телекоммуникационные технологии имеют место быть в социально-экономическом пространстве множества развитых государств. Поэтому к одной из функций современного государства относится доступность и прозрачность информации, и обеспечение доступа населения к ней.

В настоящее время, применение достижений информационных и телекоммуникационных технологий, в области увеличения качества государственного управления, оптимизации и целенаправленности бюджетных расходов, а также повышение эффективности управленческих государственных решений обуславливается актуальностью в большинстве экономик.

Чтобы оценить деятельность Правительства РФ и других органов исполнительной власти анализируется следующая бюджетная информация:

  1. Данные о бюджетах всех уровней бюджетной системы; 2. Сведения о внебюджетных фондах;
  2. Информация по государственным и муниципальным закупкам; 4. Бюджетная отчетность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс управления финансами государства относится к центральному элементу управления Правительства РФ в целом.

В контексте программы «Повышения эффективности бюджетных расходов» создана «Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»,     разработана     и одобрена распоряжением правительства Российской Федерации № 1275-р от 20 июля 2011 года. Краткое название данной системы – «Электронный бюджет».

Система «Электронный бюджет» основывается на принципах открытости и прозрачности бюджетной системы.

Чтобы оценить эффективность использования системы, необходимо рассмотреть два аспекта.

Первый аспект заключается в том, что для увеличения эффективности     управления государственными     и муниципальными финансами необходимо создать отдельную единую систему. С помощью такого нововведения, предприятия и организации     сократят время на подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой статистической отчетности.

Второй аспект заключается в том, чтобы осуществить увеличение эффективности операционной деятельности. То есть это означает упрощение осуществления регистрации финансово-хозяйственных операций и сокращение сроков. Всё это позволит оптимизировать расходы на печать, архивирование и хранение документов.

Унификация и стандартизация бизнес-процессов управления государственными и муниципальными финансами позволит организациям сектора государственного управления     сделать упор     на     основной деятельности, повысить профессионализм выполнения основных функций, а также оптимизировать расходы за счет применения автоматизированных инструментов бухгалтерского и управленческого учета .

Создан Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Портал размещен по адресу: www.budget.gov.ru и содержит более 70 страниц информации о деятельности бюджетной системы на всех уровнях. Количество просмотров портала за 2016г. превысило 600 тысяч страниц, что в несколько раз выше запланированных Государственной программой РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» показателей.

Основными проблемами реализации на практике системы «Электронного бюджета» являются:

  1. 1. Недостаток технического оборудования и оснащения, преобладание устаревшей техники;
  2. 2. Отсутствие программного обеспечения, нехватка квалифици-рованных кадров для обеспечения бесперебойной работы системы «Электронный бюджет»;
  3. 3. Для того, чтобы в субъектах РФ была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи, а также учитывать специфику каждого региона.
  4. 4. Компании по разработкам осуществляют деятельность только по отдельным элементам системы. В связи с этим, для решения задач, стоящих в рамках концепции «Электронный бюджет», разработчик должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе увязки всех систем (государственных закупок, бюджетным учету и контролю) в одну.

Необходимо отметить и достоинства разработки и функционирования системы «Электронный бюджет» :

  1. 1. Сформировано единое информационное пространство и осуществлена интеграция информационных потоков в сфере управления государственными и муниципальными финансами;
  2. 2. Обеспечена открытость и доступность для населения информации о состоянии исполнения бюджетов всех уровней, бюджетов внебюджетных фондов и других аспектов финансовых отношений;
  3. 3. Улучшены позиции в международном рейтинге открытости и прозрачности информации о государственных финансах;
  4. 4. Обеспечена подотчетность органов государственной власти, созданы инструменты для повышения ответственности ППО за достижение результатов и использование ресурсов.

Вовлечению населения в бюджетный процесс способствует комплексная реализация проекта «Электронный бюджет» на муниципальном уровне. Но население, как показала практика, не проявляет большой интерес и редко принимает участие в обсуждениях важных экономических показателей.

Так или иначе, внедрение и создание портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» направлено на достижение открытости результатов хозяйственно-финансовой деятельности и прозрачности процедуры принятия решения. Предоставление финансовой и прочей информации непосредственно будет взаимосвязано     с результатами деятельности органов власти РФ. Другие же участники бюджетной системы и бюджетного процесса смогут воспользоваться системой «Электронный бюджет» в рамках общих правил.

Статья на тему система управления общественными финансами