Состав территории муниципальных образований, границы, порядок их установления и изменения формируются с учетом муниципально-правовых норм, входящих в территориальные основы местного самоуправления.

Госструктура власти зависит от ее территориальной конструкции, так как функционирование местных органов власти применяется в границах определенных территориальных единиц, на которые подразделяется территория государства.

Данное подразделение государственной территории называется административно-территориальным делением, которое является важным элементом в процессе устройства государства.

В ч. 1 ст. 131 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях исходя из исторических и других локальных ценностей, а организация органов местного самоуправления определяется местными жителями самостоятельно.

Конкретизирует данное конституционное положение Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уточняет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В ст. 10 от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ детализируется, что границы территорий муниципальных образований определяются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, с собственным муниципальным имуществом, бюджетом и органами местного самоуправления, сформированными населением муниципального образования.

Ст. 10 от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ рассматривает три типа муниципальных образований и определяет для каждого муниципального образования индивидуальные полномочия.

Первый тип — городские и сельские поселения. В компетенцию поселений входят вопросы местного значения, относящиеся к обеспечению жизнедеятельности населения данных населенных пунктов.

Сельское поселение — муниципальное образование, которое включает в себя один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, аулы, хутора, поселки, деревни).

Городское поселение – небольшой поселок или город. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в границы муниципальных районов.

В данных муниципальных образованиях местная автономия осуществляется населением или же выборными органами местного самоуправления.

Второй тип – это муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые результативнее исполняются на значительных по размеру местностях, чем территория поселения. Также имеют самостоятельно принимаемые уставы, в которых уточняется собственный круг полномочий поселений.

Муниципальный район – территория, включающая в себя несколько как сельских, так и городских поселений, и межселенных территорий, объединённых общей территорией.

В муниципальных районах имеется представительный орган данного муниципального образования, а административным центром является населённый пункт, определенный с учетом локальных ценностей и образовавшейся социальной инфраструктуры.

Третий тип — городские округа. Принято считать, что данный тип муниципального образования формируется и развивается уже на основе городов республиканского, краевого, областного значения.

Городской округ в ст. 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ детализируется как городское поселение, не входящее в состав муниципального района. Органы местного самоуправления реализовывают полномочия в круге местного значения поселения и муниципального района, а также выполняют определенные государственные полномочия, поручаемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.13 от 27.05.2014 № 136-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения часть территории города федерального значения, в составе которой местная автономия осуществляется жителями данного муниципального образования непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В ст. 15 от 06.10.2003 №131-ФЗ регулируют вопросы регионального значения, решающиеся на муниципальном уровне. Таковыми являются: формирование образования и медицины на местности, а также снабжение местных жителей всеми необходимыми коммуникациями, вопросы по организации архивов и библиотек. В полномочия муниципальных районов также входит обеспечение и совершенствование автомобильной дорожной сети на территории, организация переработки или утилизации промышленных и бытовых отходов, а также создание и охрана общественного порядка.

Таким образом, приходим к выводу, что территориальная организация местного самоуправления складывается из структуры, состоящей из двух уровней. На первом уровне — поселения. На втором -муниципальные районы. Исключительным элементом будут служить -городские округа, объединяющие компетенции первого и второго уровней. Но такой союз городских и сельских поселений в муниципальные районы не подчиняет поселения и муниципальные районы, так как все муниципальные образования исходя из индивидуальных полномочий самостоятельны.

Статья на тему территориальные основы местного самоуправления