О некоторых вопросах правового регулирования участия прокурора в рассмотрении гражданских и административных дел судами. Правовое регулирование участия прокурора в рассмотрении дел судами в настоящее время нельзя назвать совершенным. Ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» отсылает нас к процессуальному законодательству РФ.

Представители доктрины неоднозначно относятся к правовому статусу прокурора в гражданском процессе. Предполагаю, что роль прокурора должна быть усилена в некоторых аспектах. Считаем необходимым увеличение оснований обращения прокурором с иском в суд по отдельным категориям дел (несовершеннолетние и др.). Данное положение «будет способствовать реальному восстановлению прав несовершеннолетних в полном объеме». Предлагаем следующую редакцию п.3 ст. 45 ГПК РФ: «Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является препятствием к разбирательству дела. Судья откладывает рассмотрение дела в соответствии с нормами настоящего Кодекса». Если статус прокурора, инициирующего гражданский процесс, более или менее определен, то этого нельзя сказать в отношении вступления в процесс для дачи заключения. Представляется, что заключение должно составляться в письменной форме. Мотивы несогласия суда с заключением прокурора должны быть изложены в судебном решении.

Следует дополнить ГПК РФ статьей 45.1 «Форма и содержание заключения прокурора» следующего содержания:

«1. Заключение прокурора излагается в письменной форме и оглашается прокурором в судебном заседании.

2. В заключении прокурора должны быть указаны:

1) сущность требований заявителя (истца);

2) обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства;

3) доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

4) закон, на основании которого суд должен разрешить иск или заявление;

5) выводы о том, подлежит ли заявленное требование (иск) удовлетворению (полностью или в части) и каким образом должна быть осуществлена защита гражданских прав в случае их нарушения;

6) в чем состоит обязанность ответчика по отношению к истцу;

7) каким образом должны быть распределены судебные расходы».

Также следует предоставить суду право самостоятельно привлекать к участию в деле прокурора по делам, представляющим особую сложность или социальную значимость для региона.

Необходимо отметить некоторые несовершенства участия прокурора в административном судопроизводстве. 21 мая 2013 года Государственной Думой ФС РФ в I чтении принят Проект N 246960-6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 41 которого регламентирует процессуальное положение прокурора в административном процессе.  Название статьи представляется мне неверным, т.к. понятие «административное дело» представляет собой правовой вопрос. Данное понятие по объему не соответствует полномочиям прокурора, представленными далее в статье. Ч.1 ст.41 Законопроекта не предусматривает исключение из правила подачи заявления в защиту прав гражданина.

Считаю допустимым данное положение по аналогии с ГПК РФ. Значимым представляется положение п.7 ст.41 Законопроекта, устанавливающий, что прокурор не дает заключение по делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления. Целесообразно «перенять» данную норму в ГПК. Однако, как и в ГПК, проект данного Кодекса не разрешает вопросы содержательного характера относительно заключения прокурора. Не находит отражение и норма о неявке прокурора в процесс.  Совершенствование указанных положений укрепит механизм защиты прав со стороны прокуратуры РФ.