На сегодняшний день, представить судебный процесс в государственном суде без права прокурора участвовать в нем, пожалуй, невозможно. Однако, основания его участия за последние десятилетия существенно изменились.

Последние изменения в АПК по части полномочий прокурора в арбитражном процессе

После принятия АПК РФ 2002 г. полномочия прокурора в арбитражном процессе значительно изменились, законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень оснований обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В настоящее время, участие прокурора в арбитражном процессе минимизировано более чем необходимо, что не способствует надлежащей охране публичных интересов.
По мнению И.А. Приходько, наделение прокурора правом оспаривать сделку, совершенную юридическим лицом, в уставном капитале которого есть доля участия государства, на практике приводит к вмешательству прокурора в сферу гражданско-правовых отношений, основанных на принципах диспозитивности и свободы волеизъявления сторон.

Полагаем, что в условиях формирования правового государства и системы рыночных отношений требуется создание механизма, позволяющего компенсировать пробелы в законодательстве, тем самым обеспечив надлежащую правовую охрану публичных интересов.Поскольку положениями действующего законодательства полномочия компетентных органов по защите публичных интересов в арбитражном процессе регламентированы не полно, а в отдельных сферах правовое регулирование отсутствует вовсе, участие прокурора в настоящее время в арбитражном процессе представляется необходимым. При этом разграничение полномочий между компетентными органами государственной власти и прокуратуры в арбитражном процессе должно основываться на определении стоящих перед ними задач .

Предлагаемые пути совершенствования механизма участия прокурора в арбитражном процессе

Полагаем, что полномочия прокурора по обращению в арбитражный суд в порядке, предусмотренном положениями ч. 1 ст. 52 АПК РФ, должны иметь субсидиарное значение и использоваться только в тех случаях, когда защита публичных интересов на основе обращения компетентных государственных органов невозможна.

Во-первых, если правом на обращение в арбитражный суд наделены несколько органов государственной власти и возникают коллизии их компетенции, разрешение этой коллизии станет возможным в случае, если право защиты публичных интересов будет закреплено за прокурором.
Во-вторых, наделение прокурора правом на обращение в суд целесообразно, если компетентный государственный орган существует, а право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов не предусмотрено федеральным законом.
В-третьих, прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд, если компетентный орган, уполномоченный на защиту публичных интересов в арбитражном суде, бездействует.
В-четвертых, право прокурора на обращение в арбитражный суд необходимо в случае, если оспаривается акт того органа, который в данном случае уполномочен защищать публичные интересы в арбитражном суде.

Подобный механизм участия прокурора в арбитражном процессе, обеспечит эффективную защиту публичных интересов, а так же позволит ограничить необоснованное вмешательство прокурора в частноправовые отношения субъектов экономической деятельности.