Агропромышленный комплекс в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов, имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Отсюда вытекает необходимость государственной поддержки производителей этого сектора экономики.

Результаты анализа исполнения федерального бюджета за 2016 г. показали, что доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в 2016 г. составили 8,7% от общих расходов на национальную экономику и 1,4% от общих расходов федерального бюджета.

Финансирование расходов аграрного бюджета за 2014–2016 гг. увеличилось на 48%.

Расходы аграрного бюджета реализуются посредством различных программ:

  • развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
  • развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка малых форм хозяйствования;
  • техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
  • устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года;
  • развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы.

Увеличение темпов роста финансирования расходов аграрного бюджета вызван проведением политики импортозамещения в связи с введением финансовых санкций и ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и сырья изза рубежа.

На качество управления аграрным бюджетом влияют разные факторы. К благоприятным факторам относятся:

  • формирование баланса прав и обязательств зарубежных и российских агропроизводителей;
  • улучшение условий доступа отечественной продукции на мировые рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
  • создание равных условий конкуренции, обеспечивающих интенсивное и инновационное развитие, повышение качества и конкурентоспособности сельхозпродукции, а также регулирующих проблемы демпинговых воздействий и субсидированности регионального АПК;
  • соблюдение межгосударственных тарифных уровней и снижение количественных ограничений импорта сельскохозяйственной продукции.

К негативным факторам относятся:

  • снижение уровня продовольственной безопасности России;
  • низкая конкурентоспособность отечественного АПК;
  • повышение зависимости отрасли от глобальных кризисов;
  • отсутствие институциональных рыночных инфраструктур;
  • сокращение государственного участия и регулирования производственных процессов в АПК.

Важной проблемой регулирования продовольственного рынка остается создание эффективного ценового механизма, обеспечение межотраслевого ценового паритета. Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов, обусловливает необходимость представления аграриям заемных средств за счет развития систем кредитования.

Таким образом, современное состояние агропродовольственной сферы требует существенного изменения системы государственной поддержки, направленной на целевое финансирование, льготное кредитование эффективно функционирующих товаропроизводителей для обеспечения государственного заказа на поставку конечной продукции.