В современной мировой экономике помимо конкуренции на рынке товаров, услуг и капиталов существует особый вид конкуренции — налоговая. Под налоговой конкуренцией понимается создание лучших условий налогообложения для производителей и потребителей в одной юрисдикции по сравнению с другой. Обычно под налоговыми условиями принято понимать предоставление налоговых льгот и уменьшенных налоговых ставок. При этом физические и юридические лица с легкостью могут перемещать капитал из одной юрисдикции в другую в поисках наиболее выгодных условий.

Необходимо разграничивать налоговую конкуренцию и создание офшорных зон. Под оффшорами принято понимать финансовый центр, который предоставляет нерезидентам чрезвычайно выгодные налоговые режимы и другие льготы, способствующие оптимизации бизнеса. В результате чего наносится серьезный вред экономике, поскольку хозяйствующие субъекты не платят налоги в резидентной стране, но пользуются ее социальными благами.

Россия занимает одно из первых мест по оттоку капитала из страны в офшорные зоны, что негативно сказывается на нашей экономики в целом. В общем оценить величину общих потерь денежных средстввследствие ухода от налогов с использованием оффшоровроссийской экономики весьма затруднительно, поскольку нужно учитывать множество факторов.

На современном этапе политика деофшоризации носит фрагментарный, не всегда последовательный, а часто и декларативный характер. Большинство новых рекомендаций предполагает лечение лишь симптомов болезни, а не ее самой.

Программа деофшоризации российской экономики должна базироваться на нескольких системных принципах. В их числе:

  • кардинальное улучшение условий осуществления экономической деятельности, включая институциональную и политическую реформы;
  • налоговый маневр за счет пересмотра соглашений об избежание двойного налогообложения по перенесению центра тяжести налогового стимулирования инвесторов в российскую юрисдикцию;
  • усиление в соответствии с международной практикой ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • вывод на качественно новый уровень международного сотрудничества в области обмена налоговой информацией и раскрытия фискальных нарушений;
  • формирование и развитие налоговой культуры в обществе.

На основе этих принципов можно предложить конкретные меры по деофшоризации экономики государства, такие как:

  • проведение реформ для улучшения ведения бизнеса в стране (уменьшение налоговой нагрузки, административного давления, поддержание стабильности законодательства и др.).
  • пересмотр большинства соглашений об избежание двойного налогообложения, заключенных Россией. Это поможет сбалансировать налоговые ставки в России и оффшорах за счет переноса центра тяжести налогового стимулирования в российскую юрисдикцию. Такой пересмотр поможет как можно меньше использовать офшорные финансовые схемы.
  • ужесточить ответственности за несоблюдение налогового законодательства.

Таким образом, налоговая конкуренция может рассматриваться как способ создания лучших налоговых условий для производителей и потребителей в одной юрисдикции по сравнению с другой, и предоставления налоговых льгот и сниженных налоговых ставок. Но такая налоговая конкуренция может носить инегативный характер, обусловленный созданием офшорных зон, через которых проходят большинство финансовых махинаций, негативно сказывающихся не только на экономике юрисдикций, но и на глобальной экономике. Современное состояние российской экономики и общества требуют реализации более продуманной и последовательной антиофшорной политики, вследствие значительного оттока капитала.

Статья на тему налоговая конкуренция в глобальной экономике