О понятии доступности банковских услуг в российском банковском праве. На современном этапе, развитие банковского сектора шло преимущественно в рамках экстенсивной модели. В основе этой модели лежала частичная ориентация банков на краткосрочные результаты деятельности и высокую степень рисков. Результат такой деятельности — отказ от развития конкурентной среды и рыночной дисциплины в области, предоставляемых банковских услуг, что впоследствии отрицательно сказалось на количестве и качестве предоставляемых банковских услуг и переросло в проблему, тормозящую развитие банковского сектора Российской Федерации.

Определение понятия «банковская услуга»

Прежде чем говорить о проблеме доступности банковских услуг, необходимо дать определение понятию «банковская услуга».

Банковская услуга, есть прямое воплощение банковской деятельности, она считается одним из составных элементов финансовых услуг, так сказать продукцией банка, вместе со страховыми услугами, услугами на рынке ценных бумаг, услугами по договору лизинга, а также услугами, оказываемыми финансовой организацией и связанными с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Услуга, предоставляемая банком, должна обладать рядом свойств, необходимых для удовлетворения потребностей не только юридических лиц, но и потребителя.

По мнению О.И. Лаврухиной, такая услуга должна быть:

  • оперативной;
  • своевременной;
  • гарантированной;
  • адаптированной.

Только при наличии всех вышеперечисленных свойств, банковская услуга считается доступной для населения.

На XXVIII собрании Ассоциации региональных банков России Дмитрий Медведев отметил, что от решения проблемы доступности и качества банковских услуг зависит конкурентоспособность отечественного банковского сектора и в целом повышение уровня жизни людей. К сожалению, понятие «доступности» не определяется ни на законодательном уровне, ни в научной литературе.

В Большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова дается толкование слова «доступный»:

  1. Такой, который имеет свободный вход, проход.
  2. Такой, который подходит для многих, для всех.
  3. Понятный, доходчивый, легкий для понимания и усвоения.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующее понятие доступности банковских услуг. Доступность банковских услуг — это деятельность, направленная на свободное, своевременное, открытое предоставление прозрачных банковских продуктов, в необходимом количестве и по умеренным ценам.