Налоговая система

Для анализа и изучения системы налогообложения страны, необходимо определить само понятие налоговой системы. Нужно сказать, что в действующем налоговом законодательстве это определение не закреплено.

Однако, согласно Федеральному Закону № 147-ФЗ от 31.07.1998, прекратившая свое действие еще 1 января 1999 г. ст. 2 Закона об основах налоговой системы толкует следующее определение налоговой системы:

Налоговая система – это совокупность сборов, налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Однако, в определении, использовавшемся до 1.01.1999, и использующемся до сих пор в книге М.В. Романченко, не отражаются полностью все аспекты налоговых взаимоотношений. В связи с этим, целесообразно использовать другое определение, приводимое С.Г. Пепеляевым:

Налоговая система взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Основные условия, речь о которых идет в определении, а также правила, сроки и ответственность прописаны в специальном основополагающем документе, который носит название Налоговый кодекс РФ.

Также необходимо отметить, что налоговая система помогает государству достигать важнейших целей, которые обеспечивают жизнеспособность государства. Говоря о них боле подробно, нужно сказать, что для современного государства характерно регулирование различных сфер экономической жизни. Основным инструментом государственного регулирования как раз и является налоговая система и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

Для этого государство преследует такие главные цели как:

  • достижение устойчивого экономического роста;
  • достижение стабильности цен на основные виды товаров и услуг;
  • достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечение полной занятости всего трудоспособного населения, что обеспечит полное избавление от безработицы.

Все это становится возможным при создании мощнейшей налоговой политики. Так как именно она служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику. Именно налогами можно стимулировать или ограничить деловую активность, а как следствие повлиять на развитие различных отраслей предпринимательской деятельности.

Тенденции развития налоговой системы РФ

Налоговый Кодекс РФ по сей день продолжает претерпевать изменения, направленные на улучшение взаимоотношений между налогоплательщиком и государством, а также на уменьшение количества неопределенностей в налоговом законодательстве.

Налоговая система РФ требует развития и совершенствования. При осуществлении этого процесса необходимо помнить, что налоги воздействуют на экономику не прямо, а опосредованно, проявляясь с некоторым опозданием, так как осуществляются через участие государства в распределении и перераспределении ВВП.

Говоря о тенденциях развития налоговой системы, нужно в первую очередь уделить внимание необходимости стабилизации, так как даже в рамках одного налогового периода властью может издаваться множество законов, актов, подзаконных актов, нередко противоречащих друг другу.

Помимо этого, любые изменения в налоговой политике должны заранее становиться известны всем сторонам налоговых взаимоотношений, а более того, необходимо внедрить практику разработки изменений в налоговой системе с привлечением стороны налогоплательщиков, как это происходит во многих развитых странах. Также необходимо соблюдать ясность и «прозрачность» правил исчисления и уплаты налогов и сборов, для искоренения необходимости их толкования специалистами.

Подобные изменения, соблюдение вышесказанных тенденций развития смогут увеличить налоговую составляющую доходной части бюджета. Это произойдет хотя бы за счет средств иностранных инвесторов и отечественных производителей, которых отпугивает существующее положение дел в налоговой системе страны и заставляет их направлять свои средства и инвестиции в другие страны с более развитой налоговой системой.

Классификация налогов

Все налоги, которые взимаются с граждан Российской Федерации, делятся по разным признакам. Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.

Полностью все признаки классификации и соответствующие им виды налогов приведены в Приложении 1. В настоящей работе будут рассмотрены основные классификации, в частности классификация по принадлежности к уровню управления. Данная классификация закреплена законодательно в Налоговом Кодексе РФ, логики изложения Налогового Кодекса.

Также данная классификация обладает существенным значением для различных налоговых задач. Её основой является то, на каком уровне управления устанавливаются налоги и где они обязательны к оплате.

Согласно этой классификации, в соответствии со статьей 12 НК РФ налоги разделяют на:

Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территории всей страны. Это:

Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставки по нему разные на разные группы товаров. На экспортируемые товары она составляет 0%, на книги, товары для детей и некоторые продовольственные товары – 10%, а на всё остальное – 18%;

  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • Единый социальный налог (ЕСН);
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • Государственная пошлина.

Региональные налоги. Налоги данного вида установлены законами отдельных субъектов Российской Федерации и обязательны к оплате только на территории этих субъектов.

Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты также определяются законодательными органами власти конкретного субъекта РФ. Также необходимо отметить, что региональные власти могут устанавливать налоговые льготы и основания для них, если такая возможность предусмотрена налоговым кодексом.

К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на игорный бизнес;
  • Транспортный налог;
  • Местные налоги.

Это налоги, которые установлены законодательной властью определенного муниципального образования (города) и обязательны к оплате только на его территории. По всем остальным параметрам они схожи с региональными налогами. К ним относят:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц

Еще одной важной классификацией является классификация по возможности переложения. Данный признак разграничения максимально универсален и одновременно с этим максимально спорен. Согласно этой классификации, все налоги можно разделить на:

Прямые налоги – те налоги, которые взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Основанием для исчисления налога в этом случае является факт получения доходов и владения имуществом. Прямые налоги, в свою очередь, разделяются на реальные и подоходные.

Реальные – налоги, облагающие доход, получаемый от владения имуществом. Нужно сказать, что речь идет об условном доходе. Прямыми реальными налогами являются: налог на имущество организации, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Подоходные – налоги, облагающие действительно полученный доход (прибыль). Это: НДФЛ, налог на прибыль организаций, ЕСН.

Косвенные налоги – взимаемые в процессе оборота товаров, работ и услуг включаемые в надбавку к их стоимости налоги. Оплачиваемые потребителями, они попадают производителю и он, в свою очередь, отдает их государству. Обычно это налоги на потребление (расходы).

Выделяют следующие виды косвенных налогов:

Индивидуальные налоги. Они облагают ограниченные виды товаров, например, спирт, табачная продукция, алкоголь, автомобили, бензин, топливо и масло.

Универсальные налоги. Этот вид начисляет налоги на реализацию абсолютно любых видов товаров, услуг. Речь идет об НДС.

Таможенные пошлины – сборы, который взимают таможенные органы при ввозе или вывозе какоголибо товара на таможенную территорию или из нее.

Спорность данной классификации заключается в том, что далеко не все налоги можно без сомнений отнести к той или иной группе. Так, например, НДПИ, водный налог одновременно можно отнести к прямым налогам – они связаны с пользованием государственным имуществом, и к косвенным – потому что эти налоги в полной мере перекладываются через стоимость на потребителя.

В ходе работы была полностью проанализирована вся налоговая система РФ. Для этого было определено, что она представляет собой, на каких принципах построена. Более того, удалось выяснить недостатки существующей системы налогообложения. Это позволило выяснить основные тенденции и необходимые направления развития, которые позволят преумножить государственный бюджет.