Проблемы совершенствования законодательства в сфере методов финансового контроля. Актуальность данной темы в том, что Финансовый контроль являет собой сферу правового регулирования государства. В данной сфере обнаруживается  целая плеяда  проблем, связанных в основном  с «бедной»  нормативно-правовой базой, регулирующей осуществление финансового контроля  на территории России.

Чтобы ликвидировать данные пробелы, законодателю необходимо, прежде всего, сделать эффективность  деятельности органов его осуществляющих финансовый контроль, а это произойдёт, если будет принят какой-либо нормативно-правовой акт.

Необходимость в повышении качества управления государственными финансами и пресечение нарушений по их нецелевому расходованию

Закон о финансовом контроле принят в третьем, окончательном чтении. Документ направлен на повышение качества управления государственными финансами и пресечение нарушений по их нецелевому расходованию. Документ предусматривает изменения отдельных положений Бюджетного кодекса и КоАП.

Поправки вводят понятие внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, уточняют бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, исключают возможность проведения необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.

Обязанностями по ведению внешнего финансового контроля наделяется Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов. Полномочия по осуществлению внутреннего контроля передаются Федеральному казначейству и финансовым органам субъектов РФ. Согласно изменениям, все суммы, которые не распределяются законом о федеральном бюджете, должны быть утверждены трехсторонней комиссией.

Роман Терехин, председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, считает изменения положительными: «Новый закон кардинальным образом реформирует систему и порядок государственного финансового контроля. Устранены вопиющие «дыры» бюджетного законодательства, благодаря которым коррумпированным и нечистым на руку чиновникам удавалось оставаться безнаказанными. Расширен список нарушений, за которые виновные должны быть и будут наказаны».

«Ответственность устанавливается достаточно серьезная, учитывая, например, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 5-25% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов РФ. Сумма подобного платежа может достигать огромных размеров. Считаю, что предложенные поправки помогут привлечь виновных к ответственности за нарушения, а также сработают как профилактическая мера, так как найдется немного желающих платить такие штрафы», — говорит Денис Скрябин, юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

«Внесение поправок оправданно, это повысит дисциплину лиц, ответственных за расходование бюджетных средств. Сейчас, например, виновнику нецелевого расходования или не вернувшему бюджетный кредит лицу грозит всего лишь штраф в размере 4-5 тыс. руб., за неэффективное использование средств вообще нет никакой ответственности. Кроме того, поправки устраняют пробелы в порядке возбуждения административного производства » — говорит Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик».

Факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в России

Основные факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в России:

  1. организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;
  2. органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
  3. отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.