ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЛЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.

К землям особо охраняемых территорий и объектов Российской Федерации действующее законодательство относит земли государственных природных заповедников, в том числе и биосферных, национальных парков, государственных природных заказников (кроме охотничьих), памятников природы, ботанических садов. Хозяйственная деятельность на землях особо охраняемых территорий и объектов допускается только в ограниченном объеме и в соответствии с режимами, установленными для этих территорий. Изъятие земель особо охраняемых территорий и объектов Российской Федерации не допускается.

Предлагаю изначально рассмотреть проблему законности дорожного строительства на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ). Для наглядности в качестве примера хочу привести территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника и Сочинского национального парка. Как известно, рассматривался проект строительства автодороги через Лагонакское нагорье, связывающей Майкоп с Сочи. Кроме того, в рамках программы “Золотое кольцо Кавказа” разрабатывался проект автодороги, связывающей пос. Псебай (Мостовской р-н Краснодарского края) с пос. Красная Поляна (Адлерский р-н Большого Сочи).

Строительство любой дороги в первую очередь связано с землеотводом под нее, а, следовательно — с их изъятием или отчуждением земель у предыдущего распорядителя, пользователя или владельца. Это — законодательно установленная процедура. Более того, кроме самой полосы отвода в зону управления дорожной службы попадает придорожная полоса, ширина которой для федеральных автомобильных дорог составляет не менее 50 м с каждой стороны от полосы отвода. Но как это сделать, если пользователем земель является заповедник или национальный парк?

Законодательство по особо охраняемым территориям и объектам

Законодательство об ООПТ запрещает всякую деятельность, нарушающую естественное развитие природных процессов, угрожающую состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанную с выполнением возложенных на ООПТ задач. Статьи 59 и 60 Федерального закона “Об охране окружающей среды” запрещают деятельность, ведущую к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также ухудшающую среду их обитания. Об этом же говорится и в ст. 24 Федерального закона “О животном мире”.

Основываясь на вышеизложенных требованиях действующего законодательства Российской Федерации, можно с полной уверенностью сказать, что законным путем обеспечить дорожное строительство на землях особо охраняемых территорий и объектов, как правило, невозможно.

Избежать всех этих осложнений при дорожном строительстве возможно лишь внеся соответствующие коррективы в действующее законодательство Российской Федерации. Учитывая, что необходимые поправки будут носить крайне непопулярный характер, можно гарантировать длительный процесс их согласования и утверждения в Государственной Думе и других инстанциях. Причем и эти законопроекты будут подвергаться экологической экспертизе, как государственной, так и общественной. Вовсе не факт, что эти поправки пройдут в полном объеме, так как их принятие приведет к большим негативным последствиям, чем строительство автомагистралей.