ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ  В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Прокурорский надзор за законностью в сфере земельных отношений в текущее время. Фактически единственным государственным органом, осуществляющим наиболее полный анализ законности муниципальных правовых актов, в том числе в сфере земельных отношений, на сегодняшний день является прокуратура. Генеральный прокурор РФ надзор за исполнением законов о земле относит к числу приоритетных, что подтверждается статистическими данными. Так, за последние десять лет количество выявляемых незаконных правовых актов в сфере землепользования возросло почти в восемь раз.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,  муниципальные правовые акты могут быть как нормативные правовые (устав муниципального образования, решения представительных органов муниципального образования) так и ненормативные (индивидуально-правовые акты), порождающие, изменяющие или прекращающие права на землю.

В теории прокурорского надзора существуют различные мнения: одни авторы считают: так как ФЗ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» не конкретизирует характер правового акта, подлежащего надзору, надзору подлежат нормативные правовые акты и акты индивидуального характера. Другие, в том числе А. Казарина,  предлагают осуществлять надзор за законностью нормативных правовых актов, а «проверки законности правовых актов, носящих индивидуальный характер, только по поступившим в прокуратуру жалобам и обращениям».

Прокурорский надзор за законностью в сфере земельных отношений — залог эффективной работы должностных лиц

На наш взгляд, более эффективным будет  вменить в обязанность должностным лицам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии производить правовую экспертизу ненормативных актов, регулирующих земельные отношения. Указанная Федеральная служба должна проводить проверку таких актов ежемесячно и составлять на ее основе письменное заключение. При выявлении нарушений выдать предписание об устранении нарушений земельного законодательства с указанием сроков их устранения и направить в прокуратуру материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования и  о привлечении виновных лиц к ответственности.

В свою очередь, прокуратуры ежеквартально должны проверять выполнение Федеральной службой указанных полномочий и, таким образом, осуществлять надзор за законностью ненормативных актов органов местного самоуправления через призму надзора за органами исполнительной власти, а также рассматривать обращения  на незаконные действия органов местного самоуправления и их должностных лиц, поступившие в прокуратуру.

Представляется, что именно таким образом можно будет добиться повышения эффективности прокурорского надзора в сфере использования и охраны земли, повысить качество издаваемых муниципальных правовых актов, так как полное исключение из предмета надзора индивидуально-правовых актов в области земельных отношений приведет к невозможности достижения органами прокуратуры определенных Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» целей, поскольку граждане и юридические лица зачастую не осведомлены о существовании того или иного ненормативного акта, нарушающего их права, в связи с чем обращений в прокуратуру не поступает и правонарушения носят длящийся характер.