Пути совершенствования прокурорского надзора в сфере земельных отношений

Несмотря на значительную работу органов прокуратуры в сфере земельных отношений, состояние законности в настоящий момент продолжает оставаться неблагополучным, о чем свидетель­ствует анализ статистических данных органов прокуратуры, мате­риалов судебной и прокурорской практики.

Нарушения прав граждан на землю совершаются в различных сферах земельных отношений, в связи с чем особое значение приобретает исследование предлагаемых рекомендаций по совершенствованию данной отрасли надзора и возможности их применения на практике. Так, О.И. Жукова, учитывая объем нарушений в сфере землепользования, предлагает рассмотреть вопрос о возможном создании особой подсистемы специализированных органов прокуратуры, наряду с природоохранной прокуратурой, которая может быть названа, например, земельно-надзорной прокуратурой. На наш взгляд, создание «земельно-надзорной прокуратуры» не оправдано. С одной стороны, прокуроры в таком подразделении будут обладать необходимыми специальными знаниями, благодаря чему количество выявленных нарушений может вырасти, но с другой, из-за сходства с уже действующей природоохранной прокуратурой, возможно смешение и дублирование полномочий и предмета надзора. К тому же создание нового органа повлечет за собой большие денежные затраты, а также необходимость принятия новых нормативных актов и изменения уже действующих. Возможно, было бы целесообразнее усовершенствовать/ расширить природоохранную прокуратуру, произвести обучение специальных кадров.

Чертов А.А., предлагает в целях профилактики нарушений земельных прав граждан прокурорам провести ревизию нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, регулирующих земельные отношения и связанных с реализацией земельных прав граждан, на соответствие изменениям, внесенным в законы и иные нормативные правовые акты большей юридической силы.

Так же предлагается включить в перечень субъектов, поднадзорных органам прокуратуры в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на землю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подчеркивается, что закрепление за прокурором полномочий по реагированию на нарушения, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предполагает также необходимость наделения его полномочиями по выявлению совершаемых ими нарушений. Позиция автора очень сильна благодаря детальному изучению круга полномочий прокурора и проанализированной практике, с ней нельзя не согласиться.

В заключении темы

В заключении цитируем слова прокурора Владимирской области В.Чеботарева о состоянии законности в сфере земельных правоотношений: «За сухими цифрами статистики порой стоят факты откровенного игнорирования требований законодательства при предоставлении земельных участков, по сути, «теневой рынок земли», «полузаконное строительство» и, как следствие, небезосновательные предположения о коррупционных проявлениях».

Возможно, что в будущем, рассмотренные меры по совершенствованию надзора в сфере земельных отношений позволят повысить эффективность работы прокуратуры.