Российской Федерации земля, в силу её географического положения, является важнейшим природным богатством. Основная часть земель находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому вопрос об эффективности её использования имеет важное значение.

В ч.1 ст.7 Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация – социальное государство. Данный конституционный принцип лег в основу многих правовых инструментов и социальных программ, направленных на защиту тех групп населения, которые в силу объективных обстоятельств не имеют возможности обеспечить себе и своей семье минимальные социальные гарантии. К данной категории граждан относятся, помимо прочих, инвалиды, а также многодетные семьи. Одним из инструментов социальной защиты указанных категорий граждан со стороны государства является предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности под индивидуальное жилищное строительство.

Проблемы правового регулирования бесплатного предоставления в собственность земельных участков касаются огромного количества граждан, имеющих право на поддержку со стороны государства, что побуждает выбирать данную тему в качестве предмета исследования.

Отношения по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений, выступающих предметом земельного права. Относительно недавние изменения положений Земельного кодекса РФ  (далее ЗК РФ), внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  в части регулирования предоставления участков из публичной собственности в частную привели к необходимости их научного осмысления и оценки, изучения возможности совершенствования нормативного правового регулирования в данной сфере.

На практике встречается множество нарушений прав бесплатного предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Как правило, это незаконный отказ в предоставлении участка, исключение из очереди, нарушение сроков.

Суд в данных ситуациях оказывается самым эффективным средством защиты прав граждан и юридических лиц.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации» во многом поменялась. Законодатель устранил ряд проблем, с которыми приходилось сталкиваться гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка (процедура формирования земельного участка, неурегулированные сроки рассмотрения заявлений, случаи обязательного проведения торгов и т.д.). Однако, нормы, действующие до введения поправок, полностью не утратили силу. Устанавливается длительный переходный период, в течение которого в ряде случаев остаются применимыми нормы по предоставлению земельных участков, действовавшие в предыдущей редакции Земельного кодекса.

Например, основаниями для отказа в проведении аукциона могут выступать не только случаи, предусмотренные в Земельном кодексе, но и основания, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации.

Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день нарушение порядка льготного предоставления земель достаточно распространено.

Среди споров по льготному предоставлению земельных участков, преобладающее большинство принадлежит спорам с участием гражданам, имеющих трех более детей. На сегодняшний день заявители по данной категории, оспаривают, в основном, законность решений органов местного самоуправления по отказу встать в очередь или исключению из очереди на предоставление в собственность бесплатно земельного участка на территории соответствующего региона.

Так, например, незаконным признано решение органа местного самоуправления о снятии многодетной семьи с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка по решению Московского областного суда от 25 мая 2016 г. по делу № 33а13918/2016 . В.А. и В.Л. обратились в суд с иском к Администрации муниципального района об оспаривании отказа о включении в список граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка. Администрация, ссылалась на отсутствие доказательств у истца постоянного проживания на территории района свыше 5 лет. В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявители проживают на территории района с 2008 года, что подтверждается справками с места работы, свидетельством о рождении детей, которые выданы Отделом ЗАГС города.

Суд, при вынесении решения в пользу заявителей, учитывает ст.20 ГК РФ, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, регистрация является административным актом, подтверждающим место жительства гражданина. Также судом признается достаточность предоставленных доказательств о постоянном проживании на территории района более 5 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, проблема, связанная с предоставлением земельных участков для многодетных семей, представляет собой предъявление чрезмерных требований к кандидатам, а также расширительное толкование норм законодательства со стороны компетентных органов, ответственных за рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков.

В Ярославской области также наблюдаются затруднения в данном сегменте. Проанализировав Отчет о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам в соответствии с законодательством Ярославской области, можно прийти к выводу, что число абсолютное большинство предоставляемых земельных участков в собственность бесплатно осуществляется семья, имеющим трех и более детей (многодетным семьям).

На 1 сентября 2016 г. общее количество граждан, состоящих на учете по бесплатному предоставлению земельных участков – 2657, из них многодетные семьи – 1985 (или 74,7%). Общее количество предоставленных земельных участков – 2519, из них многодетным семьям – 1669 (или 66%).

На наш взгляд, эта тенденция может свидетельствовать о возникновении проблем предоставления земельного участка именно для многодетных семей. Как показывает исследование судебной практики, большинство споров возникают по поводу земельных участков для данной категории граждан.

Следовательно, проблема правового регулирования предоставления земельных участков остается актуальной и есть теоретическая и практическая необходимость в продолжения ее исследования.