Проблемы создания определенных механизмов дополнительной социальной поддержки детей, родители которых неизвестны, обсуждались как на различных уровнях государственной власти, так общественными организациями. Указанный вопрос был предметом обсуждения на заседании Координационного Совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы, рассматривался на заседании Президиума Государственного Совета РФ на тему «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства».

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся наряду с прочими дети, единственный родитель или оба родителя которых неизвестны. Вместе с тем, исходя из п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно сделать вывод, что правом на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют дети, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Таким образом, если следовать буквальному толкованию перечисленных норм, то дети, родители которых неизвестны, не имеют право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку юридически никогда не имели ни одного из родителей.

В связи с этим, 8 ноября 2016 года был внесен законопроект 22435-7 о внесении изменений в Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Инициаторами законопроекта предлагается включить детей, родители которых неизвестны, в список лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Необходимо отметить, что по вопросам назначения пенсии по случаю потери кормильца детям, родители которых неизвестны, не существует единой судебной практики. Ряд судов общей юрисдикции удовлетворяет требования данной категории детей (Апелляционное определение Орловского областного суда от 11.06.2015 по делу №33-1366/2015; Апелляционное определение Верховного суда республики Бурятия от 17.02.2016 по делу 33-560/2016 (33-5978/2015) и др.). Но, вместе с тем, некоторые судебные органы отказывают в удовлетворении соответствующих требований (примеры, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 07.09.2016 по делу №33-6238/2016; Апелляционное определение Иркутского областного суда от 04.05.2016 по делу № 33-5799/2016; и др.).

Отказывая в удовлетворении вышеназванных требований, судебные органы делают ссылку на то, что подобный вид пенсий назначается только лицам, потерявшим родителей по причине их смерти, или признания их умершими, или признания их безвестно отсутствующими. Таким образом, лица, потерявшие родителей по иным причинам, не имеют право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

В качестве же основания для удовлетворения подобных требований ряд судов общей юрисдикции указывают на то, что правом на назначение данного вида пенсии обладает ребенок, потерявший одного или обоих родителей, вне зависимости от того, по какой причине это произошло. Свидетельство о рождении ребенка, в котором в графе «мать» и «отец» стоят прочерки, выступают документом, подтверждающим факт утраты обоих родителей, и отсутствие свидетельства о смерти родителей сироты, либо иных подобных документов не может являться основанием для отказа в удовлетворения требований о назначении пенсии данной категории лиц.

Сам факт наличия подобных споров и неоднозначность в их разрешении подтверждают необходимость реформирования современного пенсионного законодательства. На мой взгляд, закрепление на федеральном уровне права на получение пенсии по случаю потери кормильца за детьми, родители которых неизвестны, учитывая их особую незащищенность, является единственным верным решением, поскольку признание иного противоречило бы части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что Российская Федерация является социальным государством. Также, принимая во внимание тот факт, что численность данной категории детей невелика (по данным Минобрнауки России письмо № МОН-П-1576 от 20 апреля 2016 г. – по состоянию на 20.04.2016 — 880 человек), величина дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с принятием данного законопроекта является незначительной.

Правительство Российской Федерации в своем заключении на проект вышеуказанного Федерального закона указывает, что поддерживает его принятие при условии его доработки в части определения статуса детей, родители которых неизвестны, при установлении права на социальную пенсию до момента передачи их на воспитание под опеку (попечительство).

Также, предлагается, что дети, впоследствии усыновленные, которых в новое свидетельство о рождении сведения о родителях внесены на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка, также будут иметь право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

На данный момент, во втором чтении на заседании Государственной Думы РФ от 21.02.2017 рассмотрение данного законопроекта отложено на неопределенный срок.

Статья на тему социальная поддержка детей родители которых неизвестны