Статья 184 Трудового Кодекса РФ предусматривает право трудящихся на гарантии компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает гарантии в виде пособия по временной нетрудоспособности, страховых выплат, а также в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с реабилитацией. В регулировании каждого вида выплат, несомненно, имеются проблемы. Необходимо рассмотреть некоторые проблемы, связанные с пособиями по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве.

Исчисление рассматриваемых пособий осуществляется на основе Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». До вступления в силу соответствующих законов, применялась гражданско-правовая ответственность работодателей с некоторыми особенностями.

Они касались преимущественно процедурных и процессуальных вопросов определялись соответствующими правилами, утверждаемыми сначала Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, а затем Правительством СССР и Инструкцией Госкомтруда СССР и ВЦСПС. В постсоветской России Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, были утверждены Верховным Советом РФ 24.12.1992.

Данные Правила предусматривали относительно высокий уровень обеспечения пособиями за счет средств социального страхования. Их разработка при участии профсоюзов обеспечивала достаточную продуманность положений. Поводом к изменению законодательства послужило массовое невыполнение работодателями возложенных на них обязанностей по возмещению ущерба (вреда), причиненного работникам и их семьям в связи с несчастным случаем на производстве в 90-е годы. Введение данного вида обязательного социального страхования оказалось весьма актуальной мерой.

Понятие несчастного случая на производстве приводится в законодательстве как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Данное понятие не в полной мере соответствует международным нормам. Это касается несчастных случаев, которые произошли в пути на работу и обратно. Ст.7 Конвенции МОТ №121 о пособиях в случаях производственного травматизма от 08.07.1964, еще не ратифицированной Россией,

  • несчастный случай в пути от или до основного либо временного местожительства работника;
  • в месте, где он обычно принимает пищу;
  • получает заработную плату относит к несчастным случаям на производстве

В законе №125-ФЗ имеется некоторое исключение. Так, если работник получил увечье на служебном транспорте, следуя на работу либо с места работы, то данный случай относится к страховым. Однако, учитывая тот факт, что в России служебным транспортом пользуется лишь малая часть трудящихся, необходимо избавляться от оговорки в части транспорта, предоставленного страхователем.

Советское законодательство признавало «трудовым увечьем» в том числе травмы, полученные при выполнении государственных, общественных обязанностей, специальных заданий советских, партийных, профсоюзных и иных общественных организаций, долга по спасению человеческой жизни, а также при охране правопорядка6.

Однако в современном российском законодательстве такого рода обстоятельства полностью игнорируются. По мнению профессора М.Л. Захарова, ошибочно приравнивать указанные выше обстоятельства к бытовым. Ранее в подобных случаях предусматривалась пособия в размере максимального заработка. Теперь пособия при любых травмах устанавливаются в зависимости от продолжительности страхового стажа (кроме травм, полученных вследствие несчастного случая на производстве).

Существенно изменены законом №255-ФЗ правила обеспечения пострадавших на производстве пособиями по временной нетрудоспособности. Так, при трудовом увечье размер пособия ранее традиционно не ограничивался каким-либо пределом.

На данный момент МРОТ и средний заработок в десятки и сотни раз ниже высоких заработков, которые иногда достигают десятков миллионов рублей в месяц. Учитывая чрезмерный разброс заработков, в 2013 г. в стране ввели предельный размер пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие производственной травмы. В 2015 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не мог превышать 65330 руб. Следовательно, максимальную сумму пособия за месяц составляло 261320 руб.

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ средний заработок, который служит базой определения пособия по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, подсчитывается по тем же правилам, как и всех других таких пособий, устанавливаемых в соответствии с законом №255-ФЗ4. Следовательно, даже при высоком заработке пособие зачастую может назначаться на уровне МРОТ. Таковы последствия применения новых правил исчисления заработка применительно к пособиям по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве.

Представляется необходимым усовершенствование законодательства, регулирующего выплаты пособий по временной нетрудоспособности вследствие страхового случая на производстве.

  • первую очередь, следует расширить понятие несчастного случая на производстве
  • привести его в строгое соответствие Конвенции МОТ №121, а именно в ст. 3 Федерального закона №255-ФЗ исключить следующий тест: «на транспорте, предоставленном страхователем».

Необходимо восстановление ранее действовавших правил исчисления заработка в законе №255-ФЗ и сохранение отсылочной нормы, закрепленной в законе №125-ФЗ, что приведет к возрождению полноценного пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие производственной травмы. Их нынешнее состояние ведет к занижению размера пособия, отмене и умалению имеющегося ранее права на получение полноценного социального пособия и противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Статья на тему исчисление пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве