Российское трудовое законодательство отводит важное место в регулировании трудовых правоотношений локальным нормативным актам, признавая их элементом системы источников трудового права. Отводя данному источнику права регулирования ряда важнейших вопросов, законодательство не закрепляет при этом перечня локальных нормативных актов, которые необходимо принимать работодателю в императивном порядке.

Отсутствие подобного правового регулирования на практике зачастую порождает нарушение трудовых прав работников, ввиду отсутствия акта, которым устанавливались бы определенные права работников, что создает проблему, которую необходимо разрешать на законодательном уровне.

Трудовой кодекс РФ не содержит определения локального нормативного акта, однако, некоторые авторы выводят его дефиницию, исходя из содержания положений ч.1 ст.8 ТК РФ. В частности, Лушников А.М. и Лушникова М.В. определяют локальные нормативные акты как «акты, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями». Кроме того, в юридической литературе можно найти попытки дать общеотраслевое понятие локального нормативного акта.

Поскольку Трудовой кодекс не устанавливает перечня обязательных локальных нормативных актов, это влечет за собой дефект трудового права. Под дефектами трудового права понимаются недостатки, противоречия, несовершенство трудоправовых норм и трудоправовых конструкций, которые приводят к проблемам правоприменения, нарушению трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Поскольку дефекты как правовое явление носят негативный оттенок, то их необходимо устранять, в первую очередь, на законодательном уровне.

На вопрос о необходимости закрепления обязательного перечня локальных нормативных актов имеются различные точки зрения. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников считают, что работодателю самому должно быть предоставлено право определять круг вопросов, которые регулируются на локальном или индивидуально-правовом уровнях.

Прямо противоположной точки зрения придерживается Е.Б. Хохлов, который указывает, что ситуация с тем, что издание локальных актов не является обязанностью работодателя, «является упущением со стороны государства».4

Солидарен с Хохловым и Г.В. Хныкин, который предлагает установить перечень локальных нормативных актов, которые обязательно должны приниматься работодателем:

  • Штатное расписание;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Должностные инструкции;
  • Положения об оплате труда, инструкции об оплате труда;
  • Положения о комитетах и комиссиях по охране труда.

Представляется необходимым также дополнить данный перечень графиком отпусков, поскольку непринятие данного локального нормативного акта влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на отдых.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить необходимость установления на законодательном уровне перечня обязательных локальных нормативных актов. В этот перечень необходимо включить штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения об оплате труда, инструкции об оплате труда, положения о комитетах и комиссиях по охране труда, график отпусков. Также, считается необходимым установить административную ответственность за непринятие какого-либо локального акта из числа обязательных.

Статья на тему обязательные локальные нормативные акты