Общие условия пенсионного обеспечения предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016г.) «О страховых пенсиях» (далее – закон о страховых пенсиях): право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

До достижения указанного возраста (досрочно) и при определенном стаже работы пенсия может быть назначена по основаниям, установленным главой 6 (статьи 30-32) закона о страховых пенсиях 2013 года.

В дополнение к пенсионному законодательству Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» 2 гарантирует право на досрочную пенсию безработным гражданам, трудоустройство которых невозможно или затруднено. Наличие такой нормы – это законодательное признание факта, что пожилой человек сталкивается с трудностями в трудоустройстве, поэтому ему необходимо предоставлять социальную поддержку. Имеет значение и то, что ни квот, ни иного резервирования рабочих мест для таких лиц не предусмотрено.

Единственным разумным вариантом поддержки гражданина в такой ситуации является назначение пенсии досрочно.

Пункт 2 ст. 32 Закона о занятости предусматривает правила досрочного пенсионного обеспечения безработных. Пенсия назначается:

  • гражданам, признанным в установленном порядке безработными и обратившимся в центр занятости с заявлением о назначении досрочной пенсии;
  • органами Пенсионного фонда РФ на основании письменного предложения органов службы занятости (форма предложения утверждена);
  • при условии невозможности трудоустройства безработных граждан;
  • лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  • лицам, имеющим не менее 15 лет страхового стажа;
  • на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до достижения соответствующего возраста (по общему правилу: мужчины – с 58 лет, женщины – с 53 лет).

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости. При достижении общего пенсионного возраста или при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая включается в страховой стаж, выплата данной пенсии, прекращается.

При таком, казалось бы, простом и понятном правовом регулировании досрочного пенсионного обеспечения безработных граждан, право на эту меру поддержки реализуется крайне редко, а в условиях сложного экономического положения лишь единицы нуждающихся граждан воспользовались этой гарантией. Полагаем, что причин такого положения дел несколько: отличие от нормы пенсионного права, являющейся безусловным основанием пенсионного обеспечения при определенном возрасте и стаже, право на досрочную пенсию для безработных определяется субъективными критериями «невозможности трудоустройства» и активности безработного в поиске работы.

Таким образом, эта мера не является объективно обязательной при соответствующем стаже, возрасте и причине увольнения, но зависит от усмотрения центра занятости. Это, полагаем, нивелирует гарантированность права на защиту. Субъективизм этих норм порождает судебные споры вызывает вопросы насчет наличия в них фактора коррупцигенности.

Если в прежние годы при стабильном экономическом положении такие дела решались в пользу безработных, то современная практика в большинстве случаев складывается не в пользу заявителя, если центр занятости, отказавший в выдаче направления на досрочную пенсию, ссылается на низкую мотивацию истца (безработного гражданина) к труду или на якобы имевшуюся возможность трудоустройства.

Не менее существенным препятствием на пути к получению безработным предложения на досрочную пенсию является и действующий механизм финансирования такой пенсии. Досрочная пенсия назначается и финансируется ПФР, при этом служба занятости обязана возместить эти расходы из бюджетных средств, выделенных на цели содействия занятости4. Это противоречит интересам службы занятости, которой выгоднее платить такому безработному пособие в минимальном размере или не платить ничего, если право на пособие уже утрачено.

В итоге право на получение такой социальной поддержки является не только неопределенным, но и не выгодным тому органу, который призван ее предоставлять.

Для устранения указанных проблем следует ясно и конкретизировано определить в законе критерии невозможности трудоустройства (сроки трудоустройства, количество предложений работы, основания отказа в трудоустройстве), критерии активности безработного в поиске работы (количество обращений к работодателям, причины отказа в работе, сроки активного поиска).

Не менее важно пересмотреть существующие правила о возврате средств досрочной пенсии в ПФР за счет бюджета службы занятости. Досрочная пенсия безработным должна назначаться по общим правилам для всех пенсий – без использования рефинансирования из соответствующих средств службы занятости населения.

Только при таком регулировании досрочному пенсионному обеспечению безработных граждан может быть придан статус гарантированной законом социальной выплаты.

Статья на тему право безработных граждан на досрочное пенсионное обеспечение