Ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) в структуре оплаты труда выделяет премирование как один из видов стимулирующей части заработка работников. Статья 135 ТК РФ говорит о премировании как об одном из элементов системы оплаты труда работников. При этом следует иметь в виду, что не любое премирование может рассматриваться как часть системы оплаты труда.

В систему оплаты труда включается только премирование, носящее систематический характер (премиальная система оплаты труда, систематические премии).

Премии единовременного характера являются мерой поощрения, применяемой по правилам ст. 191 ТК РФ и принципиально отличаются от системы премирования. Единовременные премии не могут быть предметом спора в суде, они не учитываются при исчислении среднего заработка, на них не начисляются страховые платежи. Наконец, они не гарантированы работнику при любых результатах труда, поскольку не обусловлены конкретными показателями работы и заранее установленными размерами.

Разграничение видов премий и связанные с этим правовые правила, последствия сложились в период советского трудового права, которое однозначно разграничивало премиальные системы и единовременные премии. Такое разграничение полностью сохраняется и в трудовом праве современной России.

Признаками премии как системы оплаты труда в научной, учебной и иной специальной литературе по трудовому праву, практических комментариях и решениях судов признаются: наличие предусматривающих ее централизованных и (или) локальных нормативных актов, условий трудовых договоров;

этими актами определяются: круг лиц, подлежащих премированию; размеры премии в абсолютных цифрах или процентах от выработки, другой части заработка, конкретизированный порядок ее исчисления и т.п; конкретизированные показатели премирования, достижение которых дает право на обусловленное премирование; условия, которыми обычно связано не право на премию, но ее размер; периодичность начисления и выплаты премии; основания неначисления премии.

Закон о прокуратуре и связанные с ним подзаконные правовые акты в структуре денежного содержания прокурорских работников также предусматривают премирование: ст. 41. говорит о единовременной денежной премии как мере поощрения, а ст. 44 Закона о прокуратуре премии по итогам службы за квартал и год включает в оплату туда.

Закон не раскрывает признаков квартальной, годовой премии.

Порядок начисления и выплаты таких премий установлен Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2013 г. № 28 «Об утверждении положений о порядке премирования, выплаты материальной помощи и единовременных поощрений прокурорским работникам…» (далее – Приказ №28) 3 . Премирование в прокуратуре локально не регулируется.

Рассмотрим Приказ № 28 в целях оценки соответствия предусмотренных им премий признакам системы оплаты труда (систематической премии).

Такой анализ позволяет установить:

  • В конкретных показателей премирования Приказ №28 не содержит, ограничиваясь общими формулировками: «премирование производится по итогам службы, связанной с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на органы прокуратуры, эффективностью достигнутых результатов, степенью важности выполненных заданий и т.д.»;
  • Решения о выплате премий не обусловлены прямым применением Приказа №28, но в каждом случае требуют издания приказа руководителя прокуратуры. Такое решение принимается по усмотрению руководителя;
  • размер премии и (или) порядок ее расчета в Приказе №28 не определен в процентах или абсолютных цифрах. Премии исчисляются по усмотрению руководителя, исходя из должностных окладов и доплат за классный чин, но без централизованного указания размеров;

Круг премируемых в каждом случае определяется по представлениям должностных лиц, которые готовят список премируемых в зависимости от неопределенных итогов службы, и эти же лица предлагают размеры премии.

Еще более неопределенными выглядят основания депремирования: «ненадлежащее качество работы с документами, недостаточный уровень профессиональной ответственности» и т.д.

Единственное, что связывает это премирование с системой оплаты труда — это указание в Приказе №28 на то, что премия учитывается при исчислении среднего заработка.

Таким образом, по всем признакам указанное премирование не является частью системы оплаты труда прокурорских работников. В таком виде оно не обеспечивает стимулирование качества службы.

В целях придания ей свойства гарантированной части оплаты труда необходимо в Приказе №28 установить и конкретизировать все указанные выше условия исчисления.

Статья на тему премирование прокурорских работников