Использование труда несовершеннолетних в Российской Федерации, включая работников, не достигших возраста 14 лет, является не редким явлением. Причиной тому может служить социальное расслоение и изменение экономической обстановки.

  • В качестве основы для анализа используются нормы трудового законодательства, федеральных законов, связанных с регулированием труда несовершеннолетних, мнения ученых по данной проблеме.

Довольно часто в практике встречаются нарушения при приеме на работу несовершеннолетних граждан. Такие случаи допускаются работодателями в связи с тем, что в большинстве случаев несовершеннолетние не имеют достаточного опыта и не знают или недостаточно хорошо знают свои права при трудоустройстве. Решением проблемы может служить консультация государственными органами потенциальных работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних, а при наличии каких-либо недочетов

  • их работе, помогать им наладить процесс трудоустройства несовершеннолетних. Эффективной мерой со стороны государства может быть дополнительное поощрение работодателей за трудоустройство несовершеннолетних, например, определенные налоговые послабления. Также следует рассмотреть вопрос о создании института наставничества с дополнительным выделением финансовых средств из областного бюджета на вознаграждение наставников, занимающихся организацией и контролем трудовой деятельности несовершеннолетнего на рабочем месте.
  • настоящее время в науке трудового права не закрыта дискуссия осуществления представительства несовершеннолетних работников, в том числе не изучен порядок перевода несовершеннолетних на другую работу.

Исследуя эту проблему, А.В. Буянова отметила, что законодатель не вводит в трудовое законодательство специальные нормы, предусматривающие особый порядок изменения трудовых отношений с несовершеннолетним работником. Поэтому соглашаемся с мнением тех ученых, кто предлагает предусмотреть в законодательном порядке изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, применять следует порядок, предусмотренный статьями 72 — 75 ТК РФ, т.е. с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет, и органа опеки и попечительства. Считаем, что в данном случае необходимо согласие государственной инспекции труда и органов опеки и попечительства, представительного органа работников организации.

Следует обратить внимание и на следующую проблему — возникновение работодательской правосубъектности у лиц, не достигших возраста 18 лет. Одни авторы, например, Мазина Г. П.2, приветствуют предоставление подобных полномочий, полагая, что ограничение возраста работодателя 18 годами существенно ограничивает конституционные нормы о свободе предпринимательской деятельности несовершеннолетних граждан. Мы согласны с мнением М. А. Жильцова и Ю. В. Жильцовой, которые полагают, что лица, не достигшие 18 лет, действительно не могут быть полноценными работодателями.

Казакова Г. В. считает 4 , что к 14 годам физическое лицо специализируется, оно способно отдавать отчет своим действиям, соответственно, возможен допуск в сферу труда в качестве работодателей — физических лиц начиная с 14 лет, при условии, что они имеют самостоятельный доход (заработок).

Немаловажной является проблема использования детского труда. Чтобы искоренить эксплуатацию, мы считаем, что необходимо предложить следующие меры: проводить специально учрежденные социально-экономические мероприятия, имеющие целью активно бороться с бедностью, создавать равноправные условия для доступа к средствам производства. Мерами по обеспечению правовых положений, нацеленных на борьбу с наихудшими формами детского труда, могут быть создание эффективных систем контроля за использованием рабочей силы, реализация социально-экономических программ, нацеленных на предотвращение детского труда и защиту прав работающих несовершеннолетних лиц.

Статья на тему проблемы регулирования труда несовершеннолетних