В настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся государственных программ является формирование во всех отношениях доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Свое отражение в данной программе нашла реализация прав инвалидов на труд.

Данное направление выделено приоритетным не случайно. По данным Росстата на 2016 г. в России насчитывалось 1 392 000 лиц трудоспособного возраста, имеющих различную степень инвалидности, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

Законодательные нормы регулирующие правовые отношения в данной сфере не системны и имеют разрозненный характер. Так правовые нормы, регламентирующие обеспечение прав инвалидов на труд содержаться в: Конвенции о правах инвалидов, Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009). Однако, перечисленные выше документы не обеспечивают полноценного комплексного подхода к обозначенной проблеме. Как отмечает исследователь И.В. Козынкин, текст Конвенции содержит запрет на дискриминацию лиц, имеющим ограниченные возможности здоровья, при трудоустройстве. Однако в статью 5.62 КоАП РФ соответствующие изменения внесены не были, несмотря на то, что с момента ратификации Конвенции (3 мая 2012 г.) текст КоАП подвергался редакции 291 раз. Судя по всему, этот существенный момент выпал из внимания органов власти.

Таким образом, инвалидность в соответствии с законодательством Российской Федерации не является отдельным основанием для дискриминации и не попадает под действие статьи 5.62 КоАП. Практически такие нарушения со стороны работодателя будут квалифицироваться как по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Также проблематично доказать сам факт дискриминации по инвалидности, так как официально работодатель может сослаться на несоответствие профессиональным качествам и навыкам, выдвигаемым организацией.

Для вовлечения организаций в процесс реализации права инвалидов на труд российским законодательством была установлена квота 2-4% от общей численности рабочих мест на предприятии со штатом сотрудников от 100 человек и выше 1 . Примечательно, что конкретная квота устанавливается не на федеральном, а на региональном уровне. Для организаций численностью от 35 до 100 человек регион не в праве устанавливать квоту выше 3%. Однако на практике встречаются несоответствия. Так в Саратовской области она составляет 3%, вопрос о снижении данного показателя сейчас находится на рассмотрении Комитета по социальной политике Саратовской областной Думы.

Поправка была инициирована после обращения руководителя предприятия. В соответствии с региональным законодательством, если процент соответствует дробному числу округление при любом значении происходит в пользу увеличения. Таким образом для некоторых малых предприятий квота превышает 3% барьер. В поправке предложено производить округление по математическим правилам в меньшую сторону при дробном значении менее 0,52.

Отдельной проблемой является также то, что законодательством не регламентируются требования, выдвигаемые к рабочим местам, выделяемым под квоту для лиц с ограниченными возможностями здоровья. На практике это приводит к тому, что работодатели выделяют трудовые ставки с минимальной оплатой труда. А это также является своего рода дискриминацией инвалидов.

Как показывает практика, описанные выше меры являются малоэффективными при отсутствии комплексных программ поддержки со стороны государства. Работодатели не заинтересованы в приеме на работу инвалидов, так как существует ряд запретов и ограничений в вопросах привлечения данного сотрудника к труду сверхурочно, дополнительные требования к оборудованию рабочего места. Соответственно предприниматели и руководители организаций, в большинстве своем, считают такую меру обременительной и подходят к ее реализации как к формальности.

На данный момент программы финансового стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены федеральным бюджетом для ряда специально ориентированных организаций, таких как:

  • Всероссийское общество инвалидов,
  • Всероссийское общество глухих,
  • Межрегиональная организация инвалидов «Доступ есть»,
  • Региональная организация «Перспектива» и др.

Ведется активная работа по формированию доступной среды для инвалидов в том числе и в области реализации их права на труд, однако законодательство в данной сфере требует детальной проработки и усовершенствования. Так как существующие нормы не формируют четких рамок трудоустройства лица с ограниченными возможностями здоровья, его отношений с работодателем.

Статья на тему проблемы защиты трудовых прав лиц с ограниченными возможностями