Право работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи, — один из основных принципов трудового права (ст. 2 Трудового кодекса РФ – далее – ТК РФ).

Данный принцип должен обеспечиваться соответствующими правовыми гарантиями

сфере оплаты труда. В числе таких гарантий меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК РФ). Речь идет об индексации заработной платы работников с учетом инфляционного роста стоимости потребительских товаров и услуг.

Общие положения на этот счет предусмотрены в статье 134 ТК РФ, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения должны производить индексацию заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели на основании локального регулирования.

По признанию большинства специалистов указанная норма неэффективна. Считаем, что понятие «не эффективна» чересчур мягко определяет ситуацию с законодательным закреплением и практическим применением правил об индексации оплаты труда в России.

Следует признать, что в существующем виде нормы ст. 134 ТК РФ не являются государственной гарантией оплаты, не обеспечивают ясного, однозначного и обязательного регулирования и скорее выступают в качестве законодательной рекомендации работодателям индексировать оплату труда.

Отсутствие регулятивного значения этих норм объясняется тем, что специального трудового законодательства, к которому отсылает ст. 134, просто не существует 2 . Индексация в государственных, муниципальных учреждениях определяется нормами законов о бюджете соответствующего уровня (в законах о бюджете на 2016 – 2018 годы не предусмотрена).

Сама по себе статья 134 ТК РФ не определяет ни размер (критерии), ни порядок индексации заработной платы, ни ее периодичность ее проведения.

Многие годы спорным остается и вопрос об обязательности индексации для небюджетных работодателей, нет и единства практики прокурорского надзора, судебной практики на этот счет.

Одни суды постановляют, что если индексация заработной платы работников не предусмотрена ни законодательством, ни локальными нормативными актами, то обязать работодателей производить такую индексацию невозможно . В других случаях суды отмечают, если работодатель не относится к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, то у него нет оснований для индексации заработной платы. определении Конституционного суда РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О сказано, что законоположения статьи 134 ТК РФ разъясняется, что индексация оплаты труда должна производиться для всех без исключения работников, заключивших трудовой договор.

В ноябре 2015 г. Конституционный Суд РФ в определении от № 2618-О еще раз подчеркнул, что статья 134 ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить своих работников данной гарантии. Механизм индексации определяется при заключении трудового или коллективного договора либо в локальных актах.

О каком именно механизме идет речь – не уточняется.

Контролирующие органы трактуют данное положение по-разному. В одних случаях предписывают установить и применять индексацию, в других считают ее правом работодателя целях устранения указанных противоречий и придания нормам ст. 134 ТК РФ качеств государственной гарантии, понятие «индексация оплаты труда» следовало бы закрепить в статье 129 ТК РФ.

А также в нормах ТК РФ или в специальном федеральном законе (такой вариант предпочтителен) однозначно решить вопрос о ее обязательности для всех работодателей и предусмотреть единые правила ее проведения в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги.

Статья на тему статья 134 тк комментарий