В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры на должностях прокурорских работников является федеральной государственной службой. В связи с этим на прокурорских работников распространяются служебные правила, ограничения и запреты, предусмотренные Законом о прокуратуре и законодательством РФ о государственной гражданской службе. Вместе с тем, возникающие при этом отношения являются трудовыми, признаки которых указаны в ст.15, 56 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), и по общему правилу регулируются нормами трудового законодательства РФ.

Основанием возникновения и существования таких отношений является трудовой договор (п.3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре). Совершенно очевидно, что в таком договоре должен быть правильно определен его субъектный состав, указаны условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ, иные вытекающие из норм трудового права положения, сведения, а также по тексту учтены требования законодательства РФ о службе. В настоящее время на практике применяется Типовая (обязательная) форма трудового договора, которая утверждена Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 81 «Об изменении форм трудового договора и соглашения об изменении его условий». Несмотря на то, что данная Типовая форма принята после изменений в ТК РФ 2006 года и обновлена в 2015 году, именно с позиций соответствия трудовому законодательству (ст. 56, 57 и другие статьи ТК РФ), она вызывает существенные замечания.

Считаем, что Типовая форма нуждается в серьезной корректировке. В том числе и в части качества, полноты и последовательности исполнения его условий. Поскольку Закон О прокуратуре в данном случае говорит именно о трудовом договоре, концепция предлагаемой нами редакции такова: понятия, субъектный состав, структура и содержание обязательных/ дополнительных условий такого трудового договора должны соответствовать требованиям ТК РФ, в соответствующих разделах следует отразить и правомочия прокуроров, обусловленные законодательством РФ о федеральной государственной службе. В настоящей работе приведем лишь некоторые замечания/предложения к титульной части такого договора.

Название трудового договора. Излишними в названии являются слова «Органа прокуратуры Российской Федерации с прокурорским работником». Это равносильно тому, что в обычном трудовом договоре указать: «работника с работодателем», что само собой разумеется. В названии и в тексте договора необходимо учесть и возможность его применения в организациях прокуратуры РФ. Поэтому правильнее озаглавить договор следующим образом: «Трудовой договор о службе в органах (организациях) прокуратуры Российской Федерации».

Определение сторон трудового договора. Если речь идет именно о трудовом договоре, то стороны должны определяться как работник и работодатель: прокурорский работник – гражданин России, отвечающий требованиям п.1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре, и работодатель – соответствующий орган или организация прокуратуры в лице, уполномоченных законом или специальными распорядительными актами руководителей (прокуроров).

Типовая форма в этой части применяет концепцию служебного контракта, не корректно заменяя понятие «работодатель» — на «представитель нанимателя», что соответствует п.2 ст.1 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 97-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, но не статьям 56 и 57 ТК РФ. Причем из редакции Типовой формы невозможно понять: то ли сам орган прокуратуры является представителем работодателя, то ли руководитель этого органа является таким представителем.

В итоге на руководителя прокуратуры, подписавшего такой трудовой договор, формально возлагаются все правомочия, которые по нормам трудового права осуществляет именно сторона, а не представитель стороны – т.е. работодатель. Таким образом, учитывая, что речь идет именно о трудовом договоре из Типовой формы следует исключить понятие «представитель нанимателя», заменив его во всех частях и условиях такого договора понятием «Работодатель».

Статья на тему Трудовой договор о службе в прокуратуре России