Физическое перемещение экспортно-импортных грузов осуществляется либо по прямым каналам товародвижения (грузоотправитель – таможенный орган – грузополучатель), либо по косвенным с участием таможенных посредников (грузоотправитель – таможенный посредник – тамо-женный орган – грузополучатель). Информационное обеспечение физического потока таможенной переработки грузов, как правило, осуществляется с участием не только таможен, но и регионального таможенного управления (определение таможенных режимов, таможенных платежей и т.д.).

В свою очередь, региональное таможенное управление является элементом подсистемы обратной связи, учитывающей реакцию грузополучателя (в нашей схеме – импортер) на поведение грузоотправителя (в нашей схеме – экспортер) и таможенных органов. При этом возможна корректировка технологии и организации таможенной переработки грузов, а при участии ФТС РФ и внесение предложений по изменению таможенной политики.

На региональном уровне имеет смысл выделение микрологистической системы таможенной переработки грузов, которую можно описать сферой компетенции таможни как основного звена логистической цепи. Ее внешняя среда складывается из таких компонентов как система таможенных органов, совокупность таможенных посредников, экономическая, политическая, социальная и даже географическая среда ВЭД.

Цели микрологистической системы таможенной переработки грузов можно дифференцировать по подсистемам. Но общей, главной целью данной системы является минимизация затрат времени и других ресурсов участников ВЭД в процессе физического перемещения грузов через таможенную границу ВЭД в процессе физического перемещения грузов через таможенную границу при неукоснительном соблюдении требований закона. При наличии противоречий в целях субсистем задачей логистизации становится обеспечение сопряжения интересов участников ВЭД в процессе таможенной переработки грузов.

В современной России проблемам исследования тенденций логистизации таможенной деятельности посвящен ряд работ. По мнению ряда экономистов, сутью таможенно-логистической деятельности является оптимизация операций по таможенному оформлению ввозимых и вывозимых товаров. Структура элементов (субсистем) микрологистической системы таможенной переработки грузов определяется характером экспортно-импортных операций, применяемыми таможенными процедурами и другими факторами.

Среди звеньев логистической цепи, образующей организационно-техническую базу системы, условно можно выделить постоянные и переменные элементы. К первым относим таможню, включая таможенные посты и пункты пропуска; ко вторым – участников ВЭД, т. е. экспортеров и импортеров, а также таможенных посредников. Чем в большей мере переменные элементы приближаются по своему поведению к постоянным, тем больше вероятность получения ожидаемого эффекта логистизации таможенной переработки грузов.

В процессе моделирования сложных многомерных вариантов проектов микрологистических систем таможенной переработки грузов возникает необходимость проведения сравнительных характеристик с учетом приведенных затрат.

Предпосылки развития единой таможенно-логистической инфраструктуры

Важным элементом внешнеэкономической деятельности региона является развитие единой таможенно-логистической инфраструктуры. Основные элементы инфраструктуры представляют собой логистические межсистемные образования, внутри определенных макрологистических систем.

Одним из способов решения проблемы перегруженности инфраструктуры городов и крупных региональных центров является использование инновационных технологий в таможенной сфере, что позволяет, не перенаправляя внешнеторговые товарные потоки, осуществлять таможенное декларирование с минимальной нагрузкой на существующую инфраструктуру.

Изучение зарубежного и отечественного опыта организации и взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности с таможенными органами позволило определить наиболее перспективные логистические таможенные технологии:

  • предварительное информирование приграничных таможенных органов;
  • электронное декларирование через выделенный канал связи (технология ЭД1) и с использованием международной ассоциации сетей Интернет (технология ЭД2);
  1. предварительное декларирование товаров Таможенного союза и иностранных товаров;
  2. технология «удаленного выпуска.

Возможные преимущества

Применение логистических таможенных технологий за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными органами исключительно в электронном виде позволяет получить следующие преимущества:

  • ускорить проведение таможенного декларирования товаров и транспортных средств;
  • увеличить товарооборот;
  • снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;
  • ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;
  • уменьшить влияние субъективных факторов в процессе таможенного декларирования и таможенного контроля.

Преимущества применения современных логистических технологий в таможенной сфере отражаются на эффективности взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, прежде всего, позволяют сократить время прохождения таможенных формальностей от момента прибытия транспортного средства с товаром в пункт пропуска через таможенную границу до его перемещения к месту доставки и выпуска в свободное обращение.