Филиал ФГУП Почта России как объект контроля — тема текущей статьи. «Почта России» является Федеральным Государственным Унитарным Предприятием и контроль является неотъемлемой частью управления данным предприятием. ФГУП «Почта России» – национальный почтовый оператор, предоставляющий услуги почтовой связи. В настоящее время компания имеет макрорегиональную структуру, ее составляют 11 макрорегионов. Макрорегиональными центрами являются такие города, как: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Воронеж, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

В их состав входят 82 филиала, объединяющие предприятие по территориальному принципу. Предприятие возглавляет генеральный директор, должность которого назначается Министерством связи и деловых коммуникаций РФ, так как предприятие является федеральным. На данный момент ФГУП «Почта России» возглавляет Подгузов Николай Радиевич. Должность представителя каждого макрорегиона утверждается генеральным директором. Макрорегиональный центр Самары представляет филиал УФПС Самарской области Макрорегион Волга 2. Региональным управляющим, которого назначен Вакуленко Александр Леонидович.

Составляющей частью филиала являются почтамты, в составе которых созданы Информационные пункты, осуществляющие непосредственный контроль над деятельностью отделений почтовой связи (ОПС).

Итоги реорганизации отделений почтовой связи

В 2017 году предприятие провело реорганизацию Информационных пунктов, в результате которых основано новое направление в сфере контроля над деятельностью ОПС – образованы Отделы контроля учета операций в отделениях почтовой связи, которые вошли в состав филиалов.

Главным направлением деятельности предприятия является оказание услуг почтовой связи гражданам РФ, которую реализовывают отделения связи. В них можно получить огромный спектр услуг, начиная от отправки писем и посылок и заканчивая приобретением некоторого вида товаров.

Ежедневно в ОПС оказывается множество финансовых услуг, таких как выплата пенсии, погребений и единовременных выплат, выплата и прием переводов, пополнение и снятие денежных средств с банковских карт «Почта банка», прием коммунальных платежей и многое другое. Все это реализовывает огромный финансовый оборот, над которым нужен контроль.

Контроль – одна из основных функций управления. Это система, которая включает в себя наблюдение, анализ процесса деятельности, направленной на достижение поставленных в предприятии целей. По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида – внутренний и внешний. Внутренний контроль – это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный контроль, который обеспечивает работу предприятия и управление им. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные и общественные организации, целью которых является выявление нарушений.

Одной из ступеней осуществления внутреннего контроля над деятельностью отделений связи в УФПС Самарской области реализует Отдел контроля и учета операций в ОПС. Ежедневно в отделе происходит обработка информации в виде электронного документооборота, поступающего через корпоративные сети предприятия.

ФГУП «Почта России» ведет антикоррупционную политику в соответствии с ФЗ №115 от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ежегодно, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), осуществляет внешний контроль над деятельностью предприятия. Данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

В целом, УФПС Самарской области – филиал ФГУП «Почта России» – это устоявшаяся организация, со своими традициями и принципами. Динамично развивающейся структурой, которая гибко реагирует на вызовы внешней среды.

Структура внутреннего контроля ФГУП «Почта России»

Структура внутреннего контроля ФГУП «Почта России» подразделена на три составляющих:

  • контрольная среда — набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии;
  • система бухгалтерского учета ФГУП «Почта России» – политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций;
  • процедуры контроля – специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия.

Контроль осуществляется по направлениям: противодействие коррупции; бюджетно-финансовый контроль и операционный контроль.

Именно последний вид контроля призван обеспечить качество предоставляемых предприятием услуг. Однако его эффективность во многом зависит не только от исполнителей контрольных мероприятий, но и от понимания целей и задач контроля контролируемыми сотрудниками. В связи с чем предложено разработать регламент внутреннего контроля и технологические карты контроля, которые могут способствовать повышению оперативности и эффективности контролирующих мероприятий, а следовательно, будут способствовать повышению эффективности деятельности организации.