Впервые в истории термин «предпринимательство» ввел немецкий экономист Й.Шумпетер. В процессе своего развития в мире предпринимательство сформировалось как самостоятельная деятельность граждан и их объединений, которая осуществляется под собственную имущественную ответственность и на собственный риск с целью получения прибыли.

Анализ исторического развития предпринимательства в России показал, что уже к началу XX в. малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики России и 14 % числа занятых, производили 18 % внутреннего валового продукта (ВВП), в то время как в странах Европы число занятых в малом предпринимательстве составляло 70 %, а производство ВВП – 69 %. Эта негативная тенденция сохраняется и в наши дни.

На современном этапе развития общества в странах с развитой экономикой существует 2 модели предпринимательства:

Классическая и инновационная.

  • Классическая модель ориентируется на использовании внутренних ресурсов;
  • Инновационная – на привлечении внешних (научных разработок, новых идей).

Вместе с тем все большее число ведущих экономистов склоняются к необходимости развития инновационного предпринимательства.

Инновационное предпринимательство – особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространение инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новая продукция, технология, рынки сбыта, материалы, формы управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В отличие от традиционного бизнеса, в инновационном предприниматель выбирает область деятельности с высокой степенью неопределенности, следовательно, и риска, но в любом случае создаются и продвигается на рынок принципиально новые товары.

Инновационное предпринимательство — это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Малые инновационные предприятия (МИП), созданные специалистами НИИ, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством.

Следует отметить, что в промышленно развитых странах для достижения государственных целей при взаимодействии государства, науки и различных предприятий используются три основных инструмента.

Первый – государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит ему непосредственную выгоду или пользу.

Второй, наиболее распространенный инструмент – грант.

Он лицензирует иную форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно – поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок – финансами, собственностью, услугами. Именно эту форму используют российские научные фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Третий, очень важный институциональный инструмент – кооперативное соглашение. В нем государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и вклад участников соглашения.

На масштабы исследований и разработок в предпринимательской среде существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестиций в научно- исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение в мире, включают в себя:

  • налоговые послабления;
  • займы по сниженным процентным ставкам;
  • финансовую поддержку процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений.

Практически во всех развитых индустриальных странах существует система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий.

Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям за счет участия государства в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала, организации специализированного консультирования.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай.

  • Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий;
  • налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль;
  • система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.

Можно отметить как позитивный фактор, что на основе обобщения опыта
Российской Федерации, в Республике создается собственная правовая база,
регулирующую инновационную деятельность на комплексной, системной основе.

К негативным факторам развития инновационного предпринимательства можно отнести:

  • отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, слабость производственно-технической и ресурсной базы, недостаток собственных денежных средств;
  • высокая стоимость нововведений;
  • неразвитость инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства (МИП) и т.д.

В этой связи выходом может быть развертывание в Республике единого Региональных центра сервисной поддержки инноваций в малом бизнесе, призванного выполнять функции координатора-посредника между разработчиками проектов, финансирующими структурами и государственными органами, оказание реальной помощи и снятие остроты многих проблем в данной сфере. В настоящее время достаточно полезной для информационного обеспечения МИП может оказаться деятельность Роспатента в Российской федерации.

Таким образом, в современных условиях роль государственной поддержки по развитию инновационного предпринимательства заключается в создании особых условий и реализации эффективных мер, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи различного уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции.

Статья на тему государственная поддержка инновационного предпринимательства