Российский авторынок переживает сейчас непростые времена. Сложившаяся макроэкономическая ситуация изменила его конфигурацию и сдерживает восстановление продаж автомобилей. В то же время у российского рынка есть значительный потенциал роста, и благодаря прогнозируемому улучшению макроэкономических показателей в течение следующих нескольких лет ожидаются положительные изменения. Необходимость поддержки продаж на авторынке является основной задачей компаний, занимающихся реализацией автомобилей. Формами поддержки продаж является стимулирование сбыта методами применения маркетинговых мероприятий, взаимодействия с общественностью и повышением лояльности покупателей к данному автосалону.

Согласно информации, озвученной на Российском автомобильном форуме, в 2018 году правительство РФ выделило на программы господдержки авторынка 34,4 миллиарда рублей. Однако в прошлом году сумма составляла 62,3 миллиарда рублей, то есть объём выделенных средств сократили почти в два раза. Программы, рассчитанные на определённые категории автомобилистов – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» – получили в 2018 году только 7,5 миллиарда рублей. Эти программы работают в рамках льготного автокредитования. По мнению экспертов, во второй половине 2018 года правительство РФ может выделить дополнительные средства на стимулирование покупательского спроса на новые автомобили.

По прогнозам аналитиков, цены на автомобили могут вырасти в пределах 5-7% в случае, если не будет ощутимых скачков курсов валют. Аналитики предполагаю, что по итогам 2018 года (с учётом сокращения господдержки) продажи новых автомобилей вырастут всего на 9-12%. Известно, что в конце марта 2018 года по адресным госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» дилеры реализовали около 29 400 машин. При этом в течение не самых «продажных» для рынка января-февраля было продано более 235 600 новых легковых и лёгких коммерческих авто. То есть на долю купленных с помощью мер господдержки машин пришлось примерно 12,5%.

Антикризисные меры в 2017 году

В 2017 году благодаря реализованным мерам господдержки удалось предотвратить критический сценарий падения рынка коммерческого транспорта. В первую очередь это программа обновления колесных транспортных средств; программа льготного лизинга; программа субсидирования на закупку автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Они позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме было бы важно для поддержания в 2018 году той позитивной динамики, которая наметилась в прошлом году. При отсутствии или снижении господдержки автопрома роста в 2018 году не произойдет. Производители будут вынуждены давать клиентам выгоды за свой счет, дабы удержать и нарастить объем, но эффект от этого будет только в моменте. А для уверенной позиции отрасли необходимы долгосрочные инструменты по стимулированию спроса.

Наблюдается неприятная тенденция: при увеличении продаж на рынке снижается доля российских брендов. Программы поддержки оказали значительную помощь рынку в 2017 году. Однако наиболее эффективной была не программа утилизации, а программа льготного кредитования.

С ее завершением доля продаж в кредит может снизиться оценочно на 25-30 процентов, до уровня 35-38 процентов. Впрочем, в прошлогоднем росте рынка «виновата» не только господдержка. 50-процентный рост обусловлен еще и низкой базой продаж 2016 года в сегменте импортных тяжелых грузовиков, необходимостью смены парка крупных логистических операторов, отложенным спросом. Интересный факт – рынок подержанных грузовиков в 2017-м вырос всего на 1 процент, а в 2018-м вовсе падает, что, связано с отсутствием программ господдержки и сокращением количества частных владельцев грузовых авто на рынке. Таким образом, для форсированного роста рынка нет очевидных причин. Зато есть тормоза: это снижение покупательской способности населения, удорожание новых автомобилей (50 процентов за три последних года). Итого: заметен минимальный рост в пределах 10 процентов.

Итоги 2017 года — прибыль

Итак, по итогам 2017 года автоотрасль РФ впервые с 2013-го получила прибыль. Она составила 50,5 миллиардов рублей. Всего по итогам прошлого года было продано 1 595 737 новых легковых и легких коммерческих машин, что соответствует приросту на 11,9%. Максимальный за последнее время убыток был зафиксирован по итогам 2015 года, он составил 77,5 миллиарда рублей. Тогда дилеры реализовали 1 601 216 автомобилей, спад спроса составил 35,7%. Такая ситуация вполне соответствует закономерностям кризисного периода развития экономики и авторынка, в частности. Данный рынок является одним из наиболее чувствительных к негативным изменениям внешней среды.

Сложность обусловлена высокой стоимостью конечного продукта, так как автомобиль входит в перечень технически сложных товаров.

Приобрести автомобиль в собственность можно за счет собственных средств, в кредит или на основании договора лизинга.

По мнению, управляющего директора KIA Motors Rus Александра Мойнова, государственные программы на фоне позитивных макроэкономических показателей без сомнения оживили потребительский спрос. А грамотная стратегии KIA на российском рынке позволила эффективно использовать эти благоприятствующие факторы. Реализация отложенного спроса на автомобили, накопившегося за время кризиса, во многом зависит от ситуации в российской экономике. По оценкам KIA Motors Rus, отложенный спрос составляет около 3 млн. автомобилей. Но для его реализации необходимо, чтобы рост доходов населения сравнялся с ростом цен, который произошел в 2014-2016 г. из-за девальвации рубля. Сохраняя оптимизм, необходимо рассматривать различные сценарии. При сохранении господдержки и положительном макроэкономическом прогнозе в 2018 году можно ожидать схожие темпы роста рынка – 10-12%.

Таким образом, государственная поддержка продаж на российском авторынке является непрерывным процессом обеспечения эффективности работы торгового персонала автосалонов на каждом этапе процесса продажи.