Современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания функционирования товарных рынков и их правового регулирования.

В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития, произошли существенные изменения в правовом регулировании экономической деятельности в целом. За последнее время торговля претерпела значительные изменения, поскольку, как указано в Стратегии развития торговли в Российской Федерации, торговая деятельность в любом виде имеет большое значение и играет важную роль в государстве и его отдельных регионах.

Необходимо отметить, что создание новой системы хозяйственных отношений включает формирование правовой среды регулирования коммерческих отношений в государстве, как за счет государственных методов, так и инструментов саморегулирования. Тем не менее, до последнего времени регулирование торговой отрасли в России характеризовалось:

  • низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
  • отсутствием механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
  • отсутствием ценового контроля по большинству товарных позиций;
  • отсутствием требований экологического контроля для торговых организаций;
  • слабым вмешательством со стороны ФАС России;
  • отсутствием внимания к вопросам подготовки кадров;
  • отсутствием регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
  • существенным делегированием полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой – привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Практика торговой деятельности доказывает необходимость адаптации нормативно-правовой базы в данной сфере к новым условиям деятельности, которые вызваны состоянием рыночной экономики, модернизацией системы государственного управления, процессами глобализации, в том числе, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию и развитием Таможенного союза и др.

Действительно, экономическая интеграция неизбежно приводит и к правовой интеграции, усилению роли международных и межгосударственных образований, что, в первую очередь, проявляется в сфере торговли.

До недавнего времени правоотношения в торговой деятельности были предметом регулирования основного акта – Гражданского кодекса РФ, а также целого ряда федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О защите конкуренции» и т.д., однако данные нормативные правовые акты регулировали лишь отдельные аспекты, возникающие при осуществлении деятельности на товарном рынке.

Несмотря на принятие специального Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», необходимо отметить, что по-прежнему отсутствует единая централизованная система регулирования товарного рынка, не выработаны действенные механизмы создания и поддержания конкурентной среды в товарном обороте, не разработаны средства унифицированного договорного обеспечения торговой деятельности, что сказывается негативным образом на состоянии правового регулирования данной отрасли в целом.

Кроме того, указанным федеральным законом не решены вопросы правовой специфики оптовой и розничной торговли, структурных взаимоотношений между органами власти и участниками торговой деятельности, правовые аспекты создания торговых сетей, саморегулирования в сфере торговли, а также правового обеспечения новых форматов торговой деятельности, которые неизбежно требуют специализации изменения подходов в правовом регулировании отношений, существующих в сфере товарообращения.

Таким образом, указанные выше обстоятельства, а также выявленные правовые проблемы в сфере правового регулирования торговой отрасли в целом, заключения коммерческих договоров, необходимость государственного регулирования и контроля в этой сфере, внедрения механизмов саморегулирования, предопределили значимость данной задачи для устойчивого развития экономики.