Вопросы государственного регулирования строительного рынка России является сегодня очень актуальным. Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на жизнедеятельность всего общества. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.

Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов, с целью развитии крупных пропорций (соотношений) в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

Важную роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отводится федеральным органам исполнительной власти, которые подразделяются: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства.

До 2014 года эта сфера находилась под контролем Министерства регионального развития, которое разрабатывало стратегию и государственную политику в области архитектуры, строительства, градостроительства

В жилищно-коммунального хозяйства. Но после выхода Указа Президента РФ от 08.09.2014 №612 «Об упразднении Министерства регионального развития РФ» функции были переданы:

  • согласно выработке и осуществления государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики, реализации приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, а также по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации – Минэкономразвития России;
  • согласно выработке и осуществления государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – Минфину России;
  • согласно выработке государственной политики и осуществления нормативно-правового регулирования в сфере градостроительного зонирования – Минстрою России.

Вторым звеном, после министерств, являются федеральные службы. Каждая из федеральных служб в той или иной степени участвует в деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, так как участвуют в различных правоотношениях (как по горизонтали, так и по вертикале). Главную роль в строительной отрасли играет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая отслеживает соблюдение обязательных требований (сертификатов, стандартов, строительных правил и норм) при осуществлении хозяйствующими субъектами производства строительной продукции, а также эксплуатации и технического обслуживания жилых домов.

Третий уровень исполнительной власти – федеральные агентства, которые занимаются правоприменительной деятельностью, оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом. На сегодняшний день данные функции переданы Министерству строительства РФ, оно разрабатывает государственную политику в подведомственной отрасли, а затем ее реализует. Система региональных органов власти в управлении схожа с федеральными органами, которые в регионах имеют свои территориальные подразделения (комитеты, управления, департаменты), входящие в состав федеральных министерств, служб, агентств.

Таким образом, высокая степень важности строительной отрасли для экономического развития страны в целом подчеркнуто огромным вниманием и четким регулированием этой деятельности со стороны государственных властей.