В процессе принятия решения о производстве продукции/услуг необходимо обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которая оптимально может быть решена в условиях применения закупочной логистики.

Закупочная логистика – функциональная область логистики, реализующая управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Предприятия независимо от вида деятельности закупают сырье, материалы, сопутствующие товары, услуги. Все это необходимо для формирования хозяйственной деятельности, в первую очередь производственной и сервисной. Торговые предприятия осуществляют закупку товара для последующей перепродажи. В настоящее время в российских компаниях можно наблюдать две принципиально отличающиеся модели организации снабжения.

Задачи снабжения выполняются различными функциональными подразделениями. Например, перечень и количество материальных ресурсов определяются дирекцией по производству, а задачи выбора поставщика, заключение договоров и организация доставки решаются специалистами службы закупок. В результате функция управления снабжением разделена между подразделениями компании и ее эффективная реализация затруднена.

Во втором варианте предполагается сосредоточение всех процедур по снабжению компании материальными ресурсами в компетенции одного подразделения. Такая структура позволяет более эффективно организовать продвижение материального потока от поставщиков, а также управлять процессом снабжения.

Существуют следующие способы закупок:

  1. Общий заказ – это заказ в форме контракта на закупку вполне определенных единиц товара у продавца. Он не дает права отгружать товар. Отгрузка возможна только при наличии квитанции или разрешения на отгрузку.
  2. Закупки без счетов-фактур являются свидетельством надежных отношений между поставщиком и покупателем. Расчеты без счетов-фактур возможны, если имеется единственный поставщик в близлежащем пространстве, поставляющий определенного вида комплектующие (материалы), необходимые для производства конкретного продукта. Скажем, если поставщик снабжает производство всеми четырьмя колесами для каждой газонокосилки, тогда менеджер знает, сколько колес должно быть закуплено за определенный период. Этот результат требует простого умножения количества произведенных газонокосилок на четыре и выписки чека поставщику за это количество.
  3. Электронные заказы и денежные перечисления. Этот вид обслуживания уменьшает бумажные операции. Департамент (отдел) закупок может снизить этот вал бумажной работы, внедрив систему электронных заказов, акцептуя все 100% товаров производя оплату с помощью электронных средств денежных перечислений за полученные единицы поставок. Отношения (трансакции) между фирмами возрастают в результате использования информационных технологий обработки документов. «ElectroпicDtsInterchange» (EDI) является стандартной процедурой информационно-компьютерной связи между организациями. EDI обеспечивает передачу информации для управленческих и деловых приложений, включая и операции по закупкам. Информация передается электронными средствами от отправителя прямо к получателю. Стандартизованный формат позволяет обоим – и отправителю, и получателю – знать, какая информация и где размещается на формате. Для передачи информации используется компьютерная программа, расписывающая получаемую информацию в соответствующие файлы. Но не только электронные заказы снижают бумажную работу, но также и увеличение скорости обработки информации в обычном цикле оформления закупки.
  1. Закупки без создания запасов. Это направление имеет в виду, что поставщик поддерживает определенный уровень запасов для потребителей.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки. Он представляет собой соглашение, по которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется сформировать и направить соответствующий материальный поток (передать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве), а потребитель –принять и оплатить эту продукцию.

В заключение хотелось бы сказать, что закупочная логистика занимает одно из важнейших мест в работе предприятия, основной целью которой является удовлетворение потребностей торговой организации в товарах с максимально возможной экономической эффективностью.

Статья на тему логистический анализ процесса закупочной деятельности