Муниципальное управление – это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня жизни населения муниципалитета. Особенностью муниципального управления является то, что муниципальные служащие и, в особенности глава муниципального образования, очень тесно взаимодействуют с населением для решения вопросов местного значения. Поэтому одним из критериев эффективности муниципального управления является доверие, оказываемое руководителю муниципалитета населением. Этому может способствовать эффективный имидж руководителя.

Понятие «имидж» сегодня встречается довольно часто. Изначально этот термин использовался в психологии, в 60-х годах ХХ века перекочевал в экономику, где и получил популярность. Затем «имидж» был взят на вооружение политологией. В 1970-х годах имидж появился в СССР, но как отрицательная категория. Изменить отношение к имиджу получилось лишь после распада СССР.

Сегодня в России формирование и развитие имиджа является популярной услугой у всех, кто занимается предпринимательством и политикой. Благодаря повышенному спросу на имидж появилась новая профессия – имиджмейкер – специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур.

Имидж (в переводе с английского языка – image — означает «образ») – это целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. В толковом словаре Ожегова «образ» представляется как «вид», «облик», «живое, наглядное представление о ком или чем-нибудь».

Существует множество определений понятия «имидж», однако его можно представить как:
• форму отражения объекта;
• модель, инструмент познания;
• вид социального управления.

Например, по мнению В. М. Шепеля имидж – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, как представление.

И согласно Н. П. Шелекасовой, имидж это – образ, сложившийся в массовом сознании и имеющий определенные качества, с помощью которых лидер воздействует на людей. Имидж выступает в роли связующего звена между лидером и аудиторией. Он служит отражением, как интересов аудитории, так и интересов лидера и пытается совместить эти интересы.

Имидж – это представление, сложившееся в обществе, о чем или ком-либо, которое оказывает воздействие на авторитет и влияние его носителя.

Имидж разделяют на корпоративный и индивидуальный. Под корпоративным понимается имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д. Индивидуальный же имидж включает в себя имидж политика, предпринимателя, руководителя, артиста, лидера общественного движения и др. При этом в обоих случаях можно говорить о внешнем и внутреннем имидже. Внешний имидж организации – это тот образ, который формируется у представителей ее внешней среды (потребители, посредники, поставщики, конкуренты, СМИ, органы власти и т.д.). Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом, воспринимающим имидж, являются люди, вступающие в контакт с личностью.
Существует три подхода к классификации имиджа: функциональный (выделяются различные типы имиджа, исходя из тех функций, которые он выполняет), контекстный (типы имиджа находятся в разных контекстах реализации) и сопоставительный (сравниваются близкие имиджи).

На основе функционального подхода предлагается следующая классификация имиджа:

  • зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе;
  • текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны;
  • желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся;
  • корпоративный – имидж организации в целом, а не отдельных подразделений и результатов работы;
  • множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

Типы имиджа в соответствии с контекстным подходом:

  • самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние доверия к себе;
  • воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие;
  • требуемый имидж предполагает, что ряд ролей требует определенных имиджевых характеристик;
  • закрытый имидж характеризуется тем, что чем меньше у аудитории информации о руководителе, тем значительнее выглядит его фигура.

Также в зависимости от сферы деятельности и различного социального контекста можно выделить имидж политики, имидж бизнеса, имидж масс-медиа, имидж организации и имидж страны.

Имидж связан как с внешними характеристиками личности, так и с его внутренним содержанием, которые формируют облик человека. Внешний аспект состоит из множества элементов, среди которых лицо, одежда, походка, мимика, жесты, голос, манеры. Для улучшения данных характеристик могут потребоваться услуги стилиста, косметолога, тренера по риторике и ораторскому мастерству. Внутренний аспект имиджа представлен духовной основой личности, которая заключается в менталитете, интеллекте, ценностях, потребностях, интересах, смысле жизни.

Проблемой имиджа и механизмами его реализации занимается имиджелогия. На сегодняшний день нет четко сформулированного определения имиджелогии, поэтому в качестве определения используют дословный перевод этого термина – наука об имидже.

Имидж органов местного самоуправления социально обусловлен. Можно выделить следующие черты имиджа:

  • характеристики имиджа зависят от особенностей местного сообщества, в котором он формируется,
  • от его ценностей, норм, традиций;
  • имидж служит основанием для субъективного выбора адекватной модели поведения органов местного самоуправления;
  • имидж определяет характер последующего восприятия со стороны лиц, усвоивших этот имидж, посредством сведения указанного процесса восприятия к процедурам идентификации, узнавания объекта и коррекции соответствующего образа;
  • имидж способствует формированию устойчивого отношения к органам местного самоуправления.

Подводя итог, можно сказать о том, что имидж — сложная структура, которая включает в себя как внутренние личностные характеристики человека, так и их внешние проявления в виде внешнего вида, речи, жестов, мимики и окружения личности. Имидж позволяет формировать мнение населения посредством акцентирования внимания на тех или иных характеристиках.

Кроме того, имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, которая часто в большей степени формирует мнение аудитории о носителе имиджа. Именно поэтому органам власти, особенно представителям местного самоуправления, необходимо владеть таким инструментом как имидж.