Сегодня существует достаточно много определений термина «услуга». В большинстве современных источников описывается, что услуги характеризуются четырьмя основными признаками: неосязаемость, неотделимость производства и потребления, непостоянство качества и несохраняемость.

Существуют также различные подходы к определению понятия «рынок медицинских услуг». В своей работе О.В. Титова приводит множество дефиниций. По мнению одних авторов, рынок медицинских услуг – это форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. По мнению других, это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, между которыми возникают экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. По мнению третьих, рынок медицинских услуг может быть определен, с одной стороны, как совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики, с другой стороны, как совокупность существующих и потенциальных производителей и потребителей медицинских услуг.

В современной экономической литературе само понятие услуги зачастую не конкретизировано. Поэтому необходимо рассмотреть соотношение понятий «здравоохранение», «медицинская помощь» и «медицинская деятельность».

В современной историографии соотношение понятий «здравоохранение» и «медицина» не вызывает споров и является общепринятым: «медицина» – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

Попытка разобраться с медицинскими терминами и понятиями

Здравоохранение же – деятельность по охране здоровья – включает в себя и деятельность в сфере физической культуры и спорта, и деятельность экологических организаций, ведущих борьбу против загрязнения окружающей среды, и многочисленную иную деятельность, которая ни в доктрине здравоохранения, ни в правовом отношении, ни в обыденном понимании никогда не рассматривается как медицинская. Спецификой медицинской деятельности в рамках сферы здравоохранения является содержание приемов, которыми осуществляется охрана здоровья.

Разграничим понятия «медицинская помощь» и «медицинская деятельность». Согласно мнению А. Дроздовой, медицинская помощь подразделяется на три типа: профессиональная, полупрофессиональная, непрофессиональная.

Не следует полностью отождествлять такие понятия, как «медицинская помощь» и «медицинская услуга». По мнению профессора Н. Мелянченко, медицинской помощью можно считать то воздействие, которое производится при наличии объективной потребности в коррекции физиологического состояния организма. В этом случае услуги, оказываемые без необходимости или только по желанию самого пациента, могут быть квалифицированы не как медицинская помощь, а, в зависимости от намерений врача или пациента, как несанкционированное медицинское вмешательство, либо как дополнительное обслуживание медицинского или немедицинского характера.

Различия между медицинской помощью и медицинской услугой

Таким образом, медицинская помощь и медицинские услуги — связанные, но не совпадающие виды деятельности, причем медицинские услуги носят необязательный характер. Ряд исследователей видят иное соотношение данных понятий.

Так, А. Дроздова предлагает следующую трактовку: медицинские услуги представляют собой платные мероприятия (или комплекс платных мероприятий), не связанные с выполнением работ и осуществляемые в рамках медицинской деятельности медиками-профессионалами, направленные на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение для удовлетворения потребностей граждан в поддержании и восстановлении здоровья. В данном случае автором подчеркивается именно платность как базовый принцип оказания медицинской услуги.

Категорию «медицинская помощь» правомерно рассматривать только вне рамок маркетинговых отношений врача и пациента. Как только эти отношения переносятся в поле рынка — начинают действовать другие законы. В маркетинговых системах здравоохранения нет места такому понятию, как медицинская помощь, а существует элемент рынка — медицинская услуга. Поэтому Е.В. Полянская настаивает, что необходимо различать понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга».

На наш взгляд, под медицинской услугой следует считать ту часть медицинской деятельности, которая предполагает согласованный процесс взаимодействия субъектов рынка. Именно такая трактовка позволяет понять, при каких условиях медицинскую помощь в рамках медицинской деятельности можно считать медицинской услугой. То есть это результат взаимодействия врача и пациента, а также собственной деятельности врача в области диагностики и лечения заболеваний, направленная на получение медицинского, социального и экономического эффекта.