Пенсионное страхование — основное направление социальной политики государства

Пенсионная система – важнейшая часть социальной политики. Государство должно создать равные условия, при которых каждый гражданин за счет личного трудового вклада будет иметь возможность заработать достойную пенсию.

Выделяют следующие институты социальной защиты: социальное страхование, социальное обеспечение, вспомоществования, социальная солидарность. Каждый из этих институтов играет определенную роль, хотя различны их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие структуры.

В зависимости от структуры и конфигурации, сочетания институтов социальной защиты можно говорить о той или иной модели социальной политики. В научной литературе используются множество типов моделей социальной политики. Как показал анализ, в основе классификаций этих моделей лежит уровень участия государства в финансировании социальной сферы.

В целом, можно выделить два основных подхода к проведению социальной политики. Они во многом определяются ориентацией государства на ту или иную модель рыночной экономики. Это либеральная модель и модель социально-ориентированной рыночной экономики. Эти модели отличаются между собой по степени и методам регулирования рыночной экономики и уровнем социальной защиты населения.

Если государство исходит из минимизации вмешательства, то в таком рыночном бюджете потребность в финансировании социально-культурных мероприятий незначительна и основная тяжесть их оплаты переложена на население. В данном случае налоговые изъятия, формирующие доходы бюджета, (при прочих равных условиях) уменьшены. Следовательно, налоговое бремя на экономику снижено.

В настоящее время в мире используется множество конкретных реализаций пенсионных систем, которые существенным образом отличаются друг от друга. Эти различия определяются историческими, демографическими, экономическими особенностями страны и зависят от задач, которые ставит перед собой государство. Построить оптимальную пенсионную систему – сложная многопараметрическая задача. Несмотря на различия построения пенсионных систем, можно выделить некоторые общие тенденции и характеристики.

Современные пенсионные системы могут состоять из трех важнейших элементов: государственные пенсионные программы; пенсионные программы, финансируемые работодателями; индивидуальные пенсионные программы.

Кроме того, пенсионные системы можно классифицировать по трем важнейшим признакам: по методам расчета взносов и выплат; по типу функционирования пенсионного фонда; по числу и видам уровней.

По типу функционирования пенсионные фонды можно разделить на распределительные и накопительные.

Распределительные (нефондируемые) системы (pay-as-you-go) – системы используют покрытие текущих расходов из текущих поступлений. Платежеспособность таких систем определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в требуемом на данный момент объеме. Эта система основана на принципах социальной уравнительности и солидарности поколений. Происходит перекрестное субсидирование различных поколений, то есть ныне работающие фактически оплачивают пенсии ныне живущих пенсионеров, которые в период своей трудовой деятельности уже оплатили содержание пенсионеров предыдущего поколения. Функционирование системы зависит от эффективности административного принуждения. Эти системы всегда функционируют по принципу фиксированных выплат.

Второй способ финансирования реализован в фондируемой, или накопительной системе. Этот способ построен на принципе индивидуального финансирования пенсии самим работником за счет процента от зарплаты и инвестиционного дохода, которые накапливаются на его индивидуальном счете. Функционирование накопительной системы представляет собой специфический инвестиционный процесс.

Что касается функций государства, то капитализированная пенсионная система не только не освобождает правительство от необходимости разработки мероприятий по поддержанию ее жизнеспособности, но требует от него еще больших гарантий контроля и своевременного устранения факторов, негативно влияющих на развитие пенсионной системы, появление которых вызвано деятельностью пенсионных фондов и частных субъектов правоотношений в пенсионной сфере. Первоначально такие системы возникли как системы с фиксированными выплатами, но в последние годы все большую популярность приобретают системы с фиксированными взносами.

Распределительная и накопительная пенсионные модели имеют свои недостатки и преимущества, последние, в свою очередь, как в той, так и в другой схемах не всегда бывают бесспорными. Ни одну из систем нельзя признать однозначно эффективной для достижения обоснованных целей пенсионной политики в современных условиях. Именно поэтому большинством государств выход был найден в диверсификации пенсионного обеспечения, в сочетании обеих моделей.