Развитие транспортной системы Самарской области становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Самарской области и улучшения качества жизни населения.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Самарской области и ее столицы – Самара. Несбалансированное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело

В их нерациональному соотношению в транспортном балансе региона. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала региона.

В настоящее время социально-экономическое развитие Самарской области во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области (далее – автодорога Самарской области) имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность. В настоящее время доля протяженности автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, составляет 22% (более 1500 тыс. км).

Проблема массовых пассажирских перевозок в крупных городах с населением 1 млн. человек и более, как правило, успешно решается только посредством создания внеуличного транспорта — метрополитена, отличающегося большой пропускной способностью, высокой скоростью сообщения и регулярностью движения. Вместе с тем метрополитен относится к числу технически сложных и капиталоемких сооружений. Опыт показывает, что строительство метрополитена целесообразно осуществлять при наличии пассажиропотока не менее 20-25 тыс. человек в час пик в одном направлении. При этих и более высоких нагрузках только метрополитен способен обеспечить высокую комфортность перевозки пассажиров.

Решению проблемы в целом способствует реализация комплекса программных мероприятий, предусмотренных Государственной программой, в том числе направленных на строительство метрополитена в г.о. Самара. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Государственной программы и оценку их результатов. Основные риски, связанные с реализацией Государственной программы, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращенным уровнем финансирования мероприятий, изменением федерального и регионального законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации.

Государственная программа соответствует приоритетам, установленным Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129. Целью настоящей Государственной программы является развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Самарской области, обеспечение безопасных условий дорожного движения.

Достижение цели Государственной программы обеспечивается за счет решения следующих задач:

  • увеличение протяженности, пропускной способности и приведение в нормативное состояние автодорог Самарской области;
  • увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния местных автодорог;
  • обеспечение охраны жизни, здоровья граждан, гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах;
  • улучшение потребительских индикаторов функционирования транспортных систем Самарской области;
  • развитие социальной инфраструктуры городского округа Самара и решение задач в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Строительство МП г. о. Самара «Самарский метрополитен» осуществляется в соответствии государственной программой Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Самар-ской области от 27.11.2013 №677.
В рамках данной программы в 2018-2019 годах планируется выделение средств на окончание второго этапа строительства станции «Алабинская», в том числе камеры съездов и сходов №3 и №4 вестибюля №2.

Распоряжением Правительства Самарской области от 13.07.2015 №553-р утверждена документация по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объекта II очереди метрополитена на участке от Хлебной площади до Центрального автовокзала протяженностью 9 км с шестью станциями. В 2015 году ГКУ СО «Управление капитального строительства» проведен открытый конкурс определения поставщика для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту: «Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара» (II очередь строительства на участке от ст. «Хлебная площадь» до ст. «Орловская» (Центральный автовокзал).
Таким образом, являясь ключевым звеном системы мобильности городов, метрополитен при этом остается сложным и дорогостоящим инженерным сооружением, требующего для строительства и содержания больших объемов денежных средств. Поэтому наряду с классическими методами бюджетного финансирования все заинтересованные стороны создают новые схемы на основе партнерских отношений, применяются различные методы формирования государственно-частного партнерства.