1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее 442-ФЗ). Он пришел на смену ранее действовавшим федеральным законам от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об осно-вах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

В Российской Федерации услугами социального обслуживания ежегодно пользуются около 34 млн. человек – пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Бывшая модель организации социального обслуживания, действовавшая в рамках законов, принятых в 1995 г., уже не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. По этой причине появилась необходимость в законодательном акте, способном регулировать отношения в системе социального обслуживания населения, обеспечивающим развитие системы социального обслуживания, в результате должно повыситься качество и эффективность предоставления социальных услуг населению.

В 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» содержится четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и полномочиями органов власти субъектов РФ.

В статье 7 442-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся: установление основ государственной политики и основ правового регулирования, государственный контроль (надзор), управление собственностью, используемой в сфере социального обслуживания, так же можно выделить право федеральных органов на установление рамок, минимальных требований к объемам оказываемых социальных услуг. Например, это касается утверждения примерного перечня оказываемых услуг, утверждения примерной номенклатуры организаций социального обслуживания.

К полномочиям субъектов РФ отведена обязанность реализовывать социальное обслуживание не ниже утвержденных нормативов, с предоставлением им права на уровне регионального законодательства предусматривать более высокий уровень требований. Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, включая развитие негосударственных организаций социального обслуживания.

В статье 3 442-ФЗ конкретизируется содержание ряда основных понятий.
Социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Из вышеизложенного определения социальной услуги можем заметить, что предоставление социальной услуги гражданам не является самоцелью социального обслуживания, как было раньше. Оказание социальных услуг, предоставляются гражданину в виде постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, в результате это должно привести к улучшению условий его жизнедеятельности и расширить его возможности в самостоятельном обеспечении основными жизненными потребностями.

В отличие от ранее действовавшего законодательства в 442-ФЗ понятие «трудная жизненная ситуация» не употребляется. Это понятие заменили на следующее: признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. При этом перечень обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, может пополняться: для этого регионы принимают соответствующий нормативный правовой акт, например Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. №848 «Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области» и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 №447.

Для каждого гражданина существует индивидуальный подход по вопросу предоставления социального обслуживания, в основе которого лежит признание гражданина нуждающимся в предоставлении социального обслуживания и составление индивидуальной программы. При этом положения индивидуальной программы являются существенными условиями договора о предоставлении социального обслуживания, заключаемого между получателем социальных услуг и их поставщиком.

Составление индивидуальной программы также является нововведением в социальном обслуживании. До 2015 г. социальное обслуживание предоставлялось на основании договора, в котором перечислялись виды социальных услуг. Если ранее в зависимости от категории граждан такой договор мог носить бессрочный характер, то теперь согласно ч. 2 ст. 16 442-ФЗ, индивидуальная программа должна пересматриваться не реже чем один раз в три года в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах и с учетом реализации этой программы.

Такие изменения в подходе к осуществлению социального обслуживания свидетельствуют о том, что законодатель принял решение поменять направление социального обслуживания, заменив поддержку социально незащищенных слоев населения, оказываемую в целях недопущения ухудшения их положения, адресной помощью, которая позволит им преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Отметим также, что у получателей социальных услуг впервые появилось право выбирать, с кем из поставщиков социальных услуг заключать договор об их предоставлении. Это будет способствовать созданию конкурентной среды на формирующемся рынке предоставления социального обслуживания, а значит, и повышению качества предоставляемых услуг.

С этой целью в каждом субъекте РФ создан реестр поставщиков социальных услуг. Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, имеют право быть включенными в данный реестр. На практике для негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, включение в реестр означает следующее.

Во-первых, появляется возможность финансового обеспечения своей деятельности:

  1. в виде предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
  2. при участии в проведении закупок социальных услуг;
  3. за счет средств получателей социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Во-вторых, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщиков, которые включены в реестр, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), возникает право на выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Таким образом видим, что положения нового закона обеспечивают развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение уровня и качества предоставляемых услуг.