Перспективы развития туристического сектора на примере Самарско-Тольяттинской агломерации

В связи с реализацией государственной политики по развитию городских агломераций в последние годы в научной литературе все большее внимание уделяется изучению особенностей их социально-экономического и инвестиционного развития. Отдельным актуальным аспектом исследования перспектив российских агломераций выступает развитие их туристического сектора.

Специальным предметом исследования туризм в рамках изучения современных агломераций в настоящее время еще не стал, хотя за последние пять лет появилось несколько научных исследований об отдельных аспектах развития туристической отрасли крупных российских агломераций (Московской, Сочинской, Новосибирской). Во многом это связано с тем, что государственный подход к туризму основывается, прежде всего, на обращении – по традиции – к туристическому потенциалу региона, а не агломерации. Также, несмотря на формирование системы стратегического управления развитием некоторых российских агломераций (Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольяттинская, Екатеринбургская, Казанская, Красноярская, Иркутская), целостного стратегического
видения развития их туристического сектора в настоящее время еще не сложилось.

Вместе с тем, развитие туристической отрасли входит в число важнейших критериев выделения агломераций – наряду с их пространственными, инфраструктурными и экономическими особенностями – и приобретает все большую важность как при рассмотрении параметров развития агломераций, так и при определении перспектив их дальнейшего развития. В основе исследования особенностей развития туристического сектора агломерации лежит учет ее туристического потенциала и туристических ресурсов, перспективное развитие которых служит одним из важных направлений стратегического развития агломерации.

Для определения перспектив развития туристического сектора агломерации важно учитывать, прежде всего, ее пространственно-географические особенности (природно-климатические условия, особенности ландшафта и природных ресурсов, пространственно-ландшафтную и архитектурно-градостроительную организацию туристических объектов) и качество его инфраструктуры (показатели транспортно-логистической доступности, уровень развития обеспечивающей инфраструктуры, качество работы организаций по размещению, питанию и обслуживанию туристов). Особое значение для развития туристической отрасли имеют туристические объекты на территории агломерации (исторические памятники и архитектурные объекты, музеи и галереи, культурно-развлекательные учреждения, экскурсионные маршруты, ландшафтные и природные парки, заповедники и т.д.).

Необходимым элементом туристического сектора агломерации выступают организации-поставщики туристических услуг: предприятия и организации, оказывающие услуги по размещению (гостиницы, хостелы, санатории), перемещению (автотранспортные предприятия, экскурсионные бюро, такси) и питанию (рестораны, кафе, столовые) туристов. Количественные и качественные показатели туристических ресурсов агломерации в своей совокупности дают возможность говорить о туристическом потенциале агломерации, который не будет полным, если не включить в него организационно-административную деятельность, которая выражается в разработке единой стратегии развития туризма, привлечении инвестиций и продвижении туристического бренда агломерации.

Развитию туризма в рамках агломераций на современном этапе способствует ситуация, сложившаяся в результате политико-экономического кризиса 2014 г., когда объективно были сформированы благоприятные условия для развития внутреннего рынка туристских услуг.
Самарско-Тольяттинская агломерация (СТА) обладает значительными туристическими ресурсами и богатым туристическим потенциалом.

Территории агломерации занимает значительную часть Самарской области: в нее входят городские округа Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Кинель, Чапаевск и Октябрьск, а также часть муниципальных районов региона (Волжский, Красноярский, Ставропольский, Кинельский, Красноармейский, Безенчукский, Приволжский, Сызранский и Шигонский).

Агломерация обладает богатым природно-ресурсным и культурно-историческим потенциалом: на ее территории располагается национальный парк и два природные заповедника, многочисленные памятники культуры и археологии, музеи и театры. На территории агломерации представлены практически все современные виды туризма, среди которых особо выделяются санаторно-курортный, событийный, экскурсионный, фестивальный, спортивный, экологический и др. Неуклонно растет численность коллективных средств размещения, стабильно работают региональные туроператоры, заметно улучшается инфраструктура, идет активный процесс формирования туристического бренда региона. Туристический рынок Самарской области в настоящее время занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.

Основными направлениями развития туристического сектора Самарско-Тольяттинской агломерации выступают реализация проектов по развитию туристической инфраструктуры агломерации, рациональное вовлечение потенциала природно-экологического и культурно-исторического наследия региона в туристическую сферу агломерации, использование традиционных культурных и общественных мероприятий как основы для развития событийного туризма, развитие межмуниципальных туристических объектов, разработка туристического бренда агломерации.

В развитии туристического сектора Самарско-Тольяттинской агломерации наблюдаются негативные моменты, свойственные большинству российских регионов: с одной стороны, недостаточная развитость объектов туристической и обеспечивающей инфраструктуры, невысокое разнообразие и недостаточная конкурентоспособность туристского продукта, а также недостаток инвестиций для реализации крупномасштабных проектов, а с другой – недостаточная информированность населения о туристском потенциале агломерации как в рамках ее самой, так и за ее пределами и невысокий уровень его готовности использовать в туристических целях именно его.

Данные недостатки могут быть исправлены только при комплексном подходе к проблеме развития туристического сектора агломерации в рамках стратегического управления им. В настоящее время на территории Самарской области реализуется региональная государственная программа «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы, которая ставит своей целью развитие туристско-рекреационного кластера региона.

Вместе с тем, в русле стратегического развития перед Самарско-Тольттинской агломерацией встает задача определения перспектив и разработка планов развития туристического сектора именно в ее рамках, что требует разработки соответствующего стратегического документа исходя из основных положений стратегического развития агломерации.

Основными направлениями стратегии развития туристического сектора Самарско-Тольяттинской агломерации должны выступать оптимизация социально-экономической структуры и развитие объектов инфраструктуры территории агломерации, организация разностороннего транспортного сообщения внутри агломерации, совместное использование поселениями агломерации ее ресурсного потенциала для развития туризма, а также формирование специализированного органа, ответственного за развитие туристического сектора агломерации.
В настоящее время государственную политику в сфере туризма на территории Самарской области реализует Департамент туризма региона. Специальный орган по развитию туристического сектора агломерации не создан, и, соответственно, отсутствует комплексный стратегический план развития туризма на территории агломерации.

В целом в отношении к туристическому сектору Самарско-Тольяттинской агломерации реализуется стандартный региональный подход. Данный факт связан еще и с тем, что сама агломерация не имеет специального органа, ответственного за ее развитие (Координационный совет, планируемый ранее на эту роль еще в 2013 г. до настоящего времени так и не создан). В то время как другие крупнейшие агломерации (СТА считается третьей по численности населения в России) планомерно занимаются развитием туризма на своей территории, Самарско-Тольяттинская агломерация, фактически существующая только в официальных документах, не может вести подобной деятельности, что снижает реальные комплексные показатели ее социально-экономического развития и ее конкурентоспособность на фоне других российских агломераций.