Важной проблемой современной науки являются содержание и интерпретация понятий «сервис», «сервисная деятельность». Особую значимость этот вопрос обрел в современной культуре в связи с развитием сервисной экономики, активным введением в научный оборот термина «сервис» и при этом терминологическими разногласиями в его определении и содержании.

Термин «сервис» происходит от английского слова service – «служба, обслуживание, сервис, услуга».

Единой общепринятой трактовки понятий «сервис», «сервисная деятельность» не существует ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Так, К. Миллер, П. Хагедаль выделили причины трудностей формулирования единого понятия «сервис»:

  1. Его трудно описать, так как он не вещественен, а имеет большее отношение к области чувств обслуживаемого индивида, его нельзя взвесить и измерить.
  2. Если речь идет о продаже услуг, то это особый товар, образец которого трудно или практически невозможно продемонстрировать покупателю.
  3. Один и тот же сервис воспринимается разными людьми, даже одного уровня культуры, неоднозначно.
  4. «Сервис» почти невозможно стандартизировать.
  5. Один и тот же сервис может быть воспринят по-разному одним и тем же человеком в разные моменты времени, в зависимости от его душевного настроя в процессе получения услуги.

Следует обратить внимание на терминологические разногласия, так термин«сервис», используемый применительно к информационным технологиям, так же происходит от английского слова service – служба. В связи с этим можно обнаружить две тенденции в информационных технологиях – использование переведенных терминов (служба) или же транслитерированных (сервис).

Термин же «сервис» в сервисной деятельности хоть и происходит от того же английского слова, но обозначает, прежде всего, обслуживание, то есть предоставление разного рода услуг потребителям. Поэтому наряду с понятием «сервис» в русском языке активно используется понятие «услуга», в результате этим двум понятиям придается один смысл, хотя также в русском языке может звучать словосочетание «сервисная услуга», что предполагает высокий уровень обслуживания потребителя.

Однако отличительная черта этого вида деятельности в том, что она связана с обслуживанием как индивидуальных потребителей, так и трудовых коллективов, то есть эта деятельность нацелена, прежде всего, на удовлетворение общественных, групповых и личных потребностей.

Ниже приведен анализ различных трактовок понятия «сервис», а в некоторых случаях понятия «услуга», так как они являются синонимами.

  • 1.Сервис (Советский энциклопедический словарь, 1981 г.) — Обслуживание населения, ассоциировалось с ремонтно-бытовым и автосервисом
  • 2. Услуга (Ф. Котлер, 1990 г.) — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
  • 3. Сервис (словарь-справочник «Сервис и туризм», 2008 г.) — деятельность субъекта или организации по качественному удовлетворению потребностей и интересов индивида или предприятия в различных сферах повседневной деятельности путем предоставления ему услуг.
  • 4. Сервис (Л.И. Донскова, 2010 г.) — многократное, многоаспектное явление, возникающее в процессе удовлетворения потребностей человека и способствующее его воспроизводству, повышению трудоспособности, качества жизни, помогающее решить его проблем.
  • 5. Услуга (Ж.А. Романович, С.А. Калачев, 2012 г.) — деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

На основе данных, приведенных в таблице, целесообразно выделить наиболее всеобъемлющее определение сервиса, которое представлено в словаре-справочнике «Сервис и туризм».

Были проанализированы научные, учебные и методические издания. На основании анализа можно сделать вывод, что понятие сервисной деятельности претерпевало изменения в становлении терминологического аппарата вследствие того как развивалось общество и наука.

Статья на тему теоретические основы сервисной деятельности