В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные этими проблемами и вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда. Ускорение научно-технического прогресса, увеличение объемов мировой торговли, углубление промышленной технической интеграции в сфере нетарифного регулирования рынка, которое должно обеспечивать соответствие товаров определенным требованиям, обязательным для соблюдения, и одновременно исключить возникновение возможных барьеров в торговле на международном уровне.

Деятельность по рациональному сокращению числа типов товаров, одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

  1. Разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, ма­шин, оборудования, приборов, узлов и деталей.
  2. Разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции.
  3. Разработка унифицированных технологических процессов, вклю­чая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения.
  4. Ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разреша­емых к применению изделий и материалов.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть:

  • межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинаково­го или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности);
  • отраслевой и заводской (изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Объект стандартизации – продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Основными задачами стандартизации являются:

  • обеспечениевзаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
  • создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

На основании вышеизложенного материала, можно сформулировать следующие выводы. Основная цель стандартизации это помощь человеку в обеспечении его безопасности, нормальных условий обитания, удовлетворение потребностей в высококачественной продукции и в высоком уровне сервиса. Непосредственный экономический эффект дают стандарты ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

Расширение массовости производства достигается с помощью унификации. Унификация позволяет повысить серийность операций и выпуска изделий и, как следствие, удешевить производство, сократить время на его подготовку. С другой стороны, унификация зачастую ведет к увеличению габаритов, массы, вследствие не всегда оптимальных значений используемых параметров и изделий. Поэтому целесообразность повышения степени унификации должна подтверждаться, например, на основе сравнения разных вариантов технических решений и соответствующего им соотношения затрат и выгод.

Стандартизация очень закрытая интересная и необходимая для страны составная основа для развития экономической безопасности. Все товары, работы, процессы, услуги охвачены стандартизацией, но не только составные характеристики рынка охвачены ею, все сферы деятельности человека, все отрасли народного хозяйства, медицина, образование и т.п. Органы по стандартизации распространяют своё влияние на сферу экономики тоже, являются нормативной базой. Недаром говорят, что нарушение стандартов преследуется по закону.

Государственные и правовые методы регулирования торговой деятельности.

Современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания функционирования товарных рынков и их правового регулирования.

В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития, произошли существенные изменения в правовом регулировании экономической деятельности в целом. За последнее время торговля претерпела значительные изменения, поскольку, как указано в Стратегии развития торговли в Российской Федерации, торговая деятельность в любом виде имеет большое значение и играет важную роль в государстве и его отдельных регионах.

Необходимо отметить, что создание новой системы хозяйственных отношений включает формирование правовой среды регулирования коммерческих отношений в государстве, как за счет государственных методов, так и инструментов саморегулирования. Тем не менее, до последнего времени регулирование торговой отрасли в России характеризовалось:

  • низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
  • отсутствием механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
  • отсутствием ценового контроля по большинству товарных позиций;
  • отсутствием требований экологического контроля для торговых организаций;
  • слабым вмешательством со стороны ФАС России;
  • отсутствием внимания к вопросам подготовки кадров;
  • отсутствием регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
  • существенным делегированием полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой – привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Практика торговой деятельности доказывает необходимость адаптации нормативно-правовой базы в данной сфере к новым условиям деятельности, которые вызваны состоянием рыночной экономики, модернизацией системы государственного управления, процессами глобализации, в том числе, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию и развитием Таможенного союза и др.

Действительно, экономическая интеграция неизбежно приводит и к правовой интеграции, усилению роли международных и межгосударственных образований, что, в первую очередь, проявляется в сфере торговли.

До недавнего времени правоотношения в торговой деятельности были предметом регулирования основного акта – Гражданского кодекса РФ, а также целого ряда федеральных законов:

  • «О защите прав потребителей»,
  • «О техническом регулировании»,
  • «О защите конкуренции» и т.д., однако данные нормативные правовые акты регулировали лишь отдельные аспекты, возникающие при осуществлении деятельности на товарном рынке.

Несмотря на принятие специального Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», необходимо отметить, что по-прежнему отсутствует единая централизованная система регулирования товарного рынка, не выработаны действенные механизмы создания и поддержания конкурентной среды в товарном обороте, не разработаны средства унифицированного договорного обеспечения торговой деятельности, что сказывается негативным образом на состоянии правового регулирования данной отрасли в целом.

Кроме того, указанным федеральным законом не решены вопросы правовой специфики оптовой и розничной торговли, структурных взаимоотношений между органами власти и участниками торговой деятельности, правовые аспекты создания торговых сетей, саморегулирования в сфере торговли, а также правового обеспечения новых форматов торговой деятельности, которые неизбежно требуют специализации изменения подходов в правовом регулировании отношений, существующих в сфере товарообращения.

Таким образом, указанные выше обстоятельства, а также выявленные правовые проблемы в сфере правового регулирования торговой отрасли в целом, заключения коммерческих договоров, необходимость государственного регулирования и контроля в этой сфере, внедрения механизмов саморегулирования, предопределили значимость данной задачи для устойчивого развития экономики.

Статья на тему унификация и стандартизация товаров