В связи с переходом к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов. Растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики.

Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим запросы конечных потребителей. В связи с этим формирование рационального ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых предприятий.

Формирование ассортимента и управление им –важная часть в любом торговом предприятии. Это, в свою очередь предъявляет определенные требования к специалистам, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения, где немаловажным аспектом выступает – управление товарным ассортиментом.

  • При формировании ассортимента можно выделить такие основные задачи: удовлетворение запросов потребителей;
  • оптимальное использование технологических знаний и опыта;
  • оптимизация финансовых результатов — формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;
  • соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей деятельности торгового предприятия.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Немаловажную роль играет фактор взаимозаменяемости товарного ассортимента. Если товар не удовлетворяет потребителя какими-либо показателями качества, то он ищет ему замену.

Основные направления формирования ассортимента:

  • Сокращение ассортимента применяется при снижении спроса, низкая прибыльность или убыточность при реализации товара. В основном проводится качественное и
  • Количественное изменение набора товаров, т.е. уменьшается его широта и полнота. расширение  ассортимента  применяется  при  увеличении  спроса  или  высокой прибыльности  при  реализации  товара.  В  основном  проводится  качественное  и количественное изменение набора товаров, т.е. увеличивается его широта, полнота и новизна.
  • Стабилизация ассортимента применяется при устойчивом спросе товаров, в основном повседневного потребления.
  • Обновление ассортимента применяется при изменившемся спросе, появлении новых товаров, потребностей. Проводится количественное и качественное изменение набора товаров, а так же замена морально устаревшего товара, стимулирования спроса.
  • Совершенствование ассортимента применяется для удовлетворения потребностей разных групп потребителей, проводится качественное и количественное изменение набора товаров для повышения его рациональности.
  • Гармонизация ассортимента применяется для специализированных магазинов и отдельных секций, проводится качественное и количественное изменение набора товаров, которое отражает приближенность реального ассортимента к оптимальному.

Кроме этого, при формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Различают спрос:

  • устойчивый (предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром);
  • альтернативный (формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями, допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров);
  • импульсный (возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца).

Одним из важных факторов формирования ассортимента является цена товара. Покупатель определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Следовательно, одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

Таким образом, хорошо продуманная ассортиментная политика позволяет оптимизировать процесс совершенствования, управления и формирования ассортимента товаров, благодаря чему торговое предприятие будет удовлетворять потребности населения и своевременно получать прибыль.

Статья на тему формирование ассортимента в торговом предприятии