Товар – это сложное многоаспектное явление, в самом общем виде под ним понимается некий продукт, произведенный в ходе деятельности человека для продажи или обмена. Возникновение товаров связывают с древнейшим видом коммуникации между людьми, которые обменивали излишки разных продуктов и изделий на другие. Главной особенностью товара считается наличие специальных признаков. Любая характеристика потребительских свойств товара неизменно приводит к решению проблемы оценки его качества.

В связи с огромным разнообразием товаров невозможно создать какую-то единую последовательную и всеобъемлющую классификацию. Есть несколько оснований для выделения разновидностей и групп товаров. В первую очередь вид товара определяется по торговому признаку, и в этом случае выделяют продовольственные и непродовольственные изделия.

Первые, в свою очередь, делятся на множество разновидностей. Мучные и хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные, овощи и фрукты, кондитерские изделия т. д. Непродовольственные товары делят на хозяйственные, одежно-обувные, продукты нефтепереработки, галантерею, ювелирные изделия, электротовары и т. п. Также выделяется вид товаров по сезонности их потребления: сезонные и несезонные.

В зависимости от рынка реализации есть промышленные и потребительские товары. Традиционно выделяют такие разновидности товары повседневного спроса, долгосрочные товары и изделия тщательного выбора, статусные товары, товары пассивного спроса.

Промышленные товары – продукция, предназначенная для потребления компаниями, фирмами, организациями с целью производства другой продукции.

Потребительские товары – продукты и услуги, предназначенные для удовлетворения личных потребностей одного человека или членов его семьи. Это товары индивидуального потребления, которыми потребители пользуются в повседневной жизни.

Классификация потребительских товаров (товаров широкого потребления) по характеру спроса:

  • товары повседневного спроса – товары, которые люди покупают часто, не задумываясь, прикладывая минимальные усилия на сравнение их между собой;
  • товары предварительного выбора – товары, при покупке которых потребитель тщательно собирает сведения о товаре, выбирает, сравнивает цену, внешнее оформление, потребительские характеристики с аналогичными товарами до тех пор, пока не находит идеально подходящий для него товар;
  • товары импульсной покупки приобретают без предварительного планирования и специальных поисков;
  • товары особого спроса – товары, ради обладания которыми некоторые потребители готовы приложить дополнительные усилия и потратить значительное количество денег.
  • Они либо обладают уникальными характеристиками, либо ассоциируются с названием известной фирмы-производителя;
  • товары особого спроса, как правило, не сравнивают между собой. В качестве примера такого товара можно привести автомобиль Lamborgini.
  • Ради его приобретения потребители готовы ждать несколько месяцев и преодолевать большие расстояния;
  • товары    для    экстренных     случаев    приобретают    при    возникновении    острой потребности в них;
  • товары пассивного спроса – товары широкого потребления, о существовании которых потребитель не знает, или знает, но не задумывается о необходимости их приобретения.

Относясь к потребителям как к «рыночному сегменту», многие производители оказываются недостаточно чувствительны к изменению их индивидуальных потребностей, что на фоне происходящих социальных изменений привело не только к серьезному кризису многих доминирующих компаний, но и к дискредитации маркетинговоориентированного подхода в целом.

Главный принцип производителей в эпоху клиентоориентированного подхода гласит: «Предлагай то, что хочет каждый конкретный покупатель». Главным фактором успеха компании становится умение находить своих клиентов, выявлять их потребности и использовать эти знания для совершенствования организационных процессов и разработки новых товаров и услуг.

Выделяя виды потребительских свойств товаров и услуг, исследователи-товароведы основываются на следующих факторах:

Функциональные. Товары и услуги должны удовлетворять определенные потребности. Товары и услуги должны быть энергетически и биологически ценными, также им должны быть присущи социально значимые свойства, которые оцениваются через внешний вид, квалификационное назначение.

Функциональные свойства имеют три группы показателей:

  • Совершенство выполнения основной функции – характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара по назначению.
  • Универсальность применения – характеризует широту диапазона условий и возможностей использования товара по назначению и наличие у него дополнительных функций, полезных для потребителя.
  • Совершенство выполнения вспомогательных операций – характеризует особенности использования товара при подготовке к эксплуатации при обслуживании, хранении и ремонте.

Эстетические. Товар или услуга должны удовлетворять потребность покупателя в красоте. Показатели эстетических свойств делятся на группы:

Информационная выразительность – характеризует способность изделия выражать в своей форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы.

Рациональность формы – характеризует соответствие товара, его формы, объективного условия изготовления и потребности товара, а также правдивость выражения в форме конструкций и функциональной сущности товара.

Надежность. Для потребителя важно, чтобы товар или услуга сохраняли свое функциональное назначение и способность удовлетворять потребности в течение длительного времени. Надежность как характеристика продукции включает такие показатели:

  • Долговечность – свойство товара сохранять свою потребительскую стоимость до наступления предельного состояния с учётом установленной системы ухода, обслуживания и ремонта при транспортировании, хранении и потреблении.
  • Сохраняемость – способность товара непрерывно сохранять свою потребительскую стоимость при хранении и транспортировании.
  • Ремонтопригодность – свойство товара, заключающееся в его приспособленности к предупреждению обнаружения причин отказов и их устранению.
  • Безотказность – свойство товара непрерывно сохранять своё работоспособное состояние в течении определённого времени потребления без вынужденных перерывов до первого отказа.

Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения. На данном этапе важными показателями качествами являются безопасность и экологичность.