Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

  • продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий;
  • розничную посылочную торговлю;
  • продажу товаров через автоматы;
  • продажу товаров на ярмарках и базарах.

Использование той или иной формы торгового обслуживания зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия ассортиментного профиля торговых предприятий, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Стимулирование продажи товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.

На выбор методов стимулирования оказывает влияние целый ряд факторов:

  • инициатор проведения мероприятий по стимулированию продаж;
  • цели проведения подобных мероприятий;
  • свойства товара, к которому следует привлечь внимание покупателей и др.

Инициатором проведения мероприятий по стимулированию продажи может быть фирма-производитель товаров (в том случае такая работа проводится на протяжении всего жизненного цикла товара) или предприятие розничной торговли (магазин).

Основными целями проведения таких мероприятий в магазине являются:

  • увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров;
  • ускорение оборачиваемости товаров;
  • устранение излишних товарных запасов;
  • увеличение розничного товарооборота.

Фирмы-изготовители при этом преследуют другие цели:

  • повышение интереса покупателей к самой фирме и представляемым ею торговым маркам;
  • знакомство потребителей с новыми товарами или новыми свойствами уже известных товаров;
  • увеличение числа приобретаемых одним покупателем хорошо известных ему товаров.

Сегодня управление сбытом включает многие методы стимулирования продаж.

Любое предприятие осуществляет свою деятельность в рамках конкретной экономической ситуации и ощущает необходимость решения проблем, связанных с четырьмя сферами: мировая экономика (условия торговли, сбытовые издержки, валютные курсы и т.д.), национальная экономика (политика правительства и т. д.), потребительский рынок в широком смысле, непосредственный рынок сбыта. «Эффект давления» со стороны этих четырех сфер на деятельность предприятия должен обязательно приниматься в расчет при составлении планов маркетинга и сбытовой деятельности.

Стимулирование сбыта — это многообразные средства кратковременного побудительного воздействия призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы. Для различных объектов воздействия используются различные средства стимулирования: скидки, купоны, премии и образцы, конкурсы и лотереи. Приступая к стимулированию сбыта, следует помнить, что оно эффективно только, когда его применение увязывается с жизненным циклом товара, согласуется с целями и задачами.

Из всего вышесказанного следует, что в условиях маркетинга мало произвести качественную продукцию. Следует также уметь воздействовать на процесс продажи, используя все возможные средства, а именно:

  • мероприятия, формирующие спрос покупателей;
  • систему мер по стимулированию торговых посредников и продавцов;
  • расширение услуг, специальной рекламы, сопровождающей товар.

Статья на тему методы стимулирования реализации товаров при внемагазинных формах продажи