В современных условиях во всем мире требования к качеству товаров стали более жесткими. Важно, чтобы качество товаров было идентично тем требованиям, которые заложены в государственных стандартах и технических условиях на их производство. Идентификация товаров – это выявление соответствия их характеристик, указанных при маркировке, в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к ним требованиям. Как средства идентификации продуктов используют нормативные, технические и товаросопроводительные документы, а также маркировку.

Различают следующие виды идентификации товаров – ассортиментную (видовую), качественную, количественную и партионную.

Количественная идентификация устанавливает соответствие духов требованиям нормативных документов в соответствии объему, заполнению упаковки в соответствии с действующими ГОСТами.

Если продукция занимает менее 70 % объема упаковки, она относится к фальсифицированной. Фальсификация товаров может быть выявлена и доказана в результате проведения идентификации.

Индикаторами фальсификации парфюмерных изделий являются:

Упаковочный целлофан:

Если коробка должна быть в полиэтиленовой упаковке (вы уже покупали эти духи), а она отсутствует – это первый признак подделки. Хотя некоторые известные марки полиэтиленовую упаковку не используют (Nina Ricci, Clinique, Laura Biagiotti, Hugo Boss). У настоящего товара пленка прозрачная, плотно прилегает. У подделок пленка может быть желтоватой и неопрятной.

Если духи все же упакованы в полиэтиленовую упаковку, следует обратить внимание на ее качество, если упаковка склеена клеем, в ее форме могут быть неровности – это подделка. Оригинальная продукция изготовляется на фабриках, где упаковку выполняет агрегат и при склеивании полиэтилена проставляется как бы «клеймо», которое сплавляет его, и на оригинале всегда виден штамп запайки в форме прямоугольника или круга.

Коробка:

Упаковка подделок может отличаться по цвету, а надписи – иметь наплывы. На подделках, можно, заметить некачественную печать, хотя хорошие копии отличить от оригинала по коробке практически невозможно. Оригинальные коробки имеют высококачественную полиграфию, все написано очень четко. Некоторые известные духи маркируются ультрафиолетом. Такой код может быть спрятан и на внутренних частях коробки.

Флакон:

Больше всего недостатков у поддельной парфюмерии приходится именно на флакон, поскольку это самая дорогая часть товара. Неаккуратные изгибы, размытости в пластмассе, неидеальность стекла, крышка не сидит, нечеткие надписи на флаконе, все это свидетельствует о подделке. Флаконы настоящих парфюмерных изделий подобные произведениям искусства.

Аромат:

Неопровержимым доказательством подделки является неустойчивость выразительный запах денатурата или спирта. Через полчаса аромат поддельных духов исчезнет бесследно. В поддельных парфюмерных изделиях, какой-то компонент чувствуется сильнее других, а также дешевые компоненты больше напоминают запах освежителя воздуха.

В точках продажи парфюмерии должны быть так называемые понюшки – бумажки для нанесения аромата или пробные флаконы. Это обязательное правило для реализации духов. Оригинальный аромат раскрывает свои ноты поэтапно. Первая ступень – изначальное впечатление, которое вы получаете от нанесенного на кожу аромата, называется верхней нотой. Она длится меньше минуты.

Вторая ступень – нота сердца – наступает сразу после верхней ноты, когда кожа уже вступает в химическую реакцию с парфюмом. Еще минут через десять проявляется заключительная, базовая нота. Лишь дождавшись ее (не ранее, чем через 15 минут после нанесения) можно составить адекватное впечатление об аромате. В фальшивых духах, как правило, нет такого богатства ароматов и есть только одна нота.

Согласно поставленной задачи выбирают критерии и средства идентификации. Критериями являются наименования парфюмерных изделий, фирма-производитель, назначение, информация о сертификации, масса, объем, состав, товарный знак, дата производства, гарантийный срок, обозначение НД, цена. Средствами идентификации – договор, товаросопроводительные документы, маркировка, ГОСТ, упаковка, товар, прайс-листы.

Идентификация парфюмерных изделий состоит из трех этапов:

I – Предварительная идентификация:

  • изучение и анализ документов, маркировки;
  • первоначальный общий осмотр упаковки, индивидуальной тары, содержимого или самого товара;
  • выделение соответствующих и несоответствующих характеристик;
  • использование при определении характеристик органолептических и экспресс-методов;
  • определение показателей для исследования физико-химическими и другими методами.

II – Заключительная идентификация:

  • анализ данных исследования;
  • заключительный полный анализ.

III – Составление заключения: заключение о соответствии (несоответствии). Внешний вид не только самый доступный и распространенный, но и один из наиболее весомых критериев идентификации. Именно с этого показателя начинается идентификация изготовителями, продавцами и потребителями. Парфюмерные изделия должны быть прозрачными, допускается наличие единичных волокон. Цвет и запах парфюмерных изделий должны соответствовать образцу-эталону продукции, иногда они содержат красители для придания оттенка или цвета, иногда оттенок придает цвет флакона.

Стойкость запаха и сумма массовых долей душистых веществ являются важнейшими качественными показателями парфюмерных изделий. Стойкость запаха определяется природой душистых веществ, составляющих парфюмерную композицию.

Таким образом, органолептические показатели – наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Именно поэтому они не могут быть единственными критериями идентификации и должны дополняться физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности.

В связи с тем, что органолептические и физико-химические показатели в некоторых случаях не соответствуют требованиям проверки и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев идентификации.

Наиболее сложным и важным для определения подлинности является набор показателей идентификации (подлинности). При идентификации для выявления подлинности целесообразно использовать комплекс методов – от аналитических (анализ документов), экспертных (визуальные и апробация) до экспресс-методов и физико-химических.

Идентификация проводится по классической схеме, которая включает раздельное и сравнительное исследование. При раздельном исследовании устанавливаются свойства двух сравниваемых объектов, а при сравнительном – проводят сравнение показателей идентифицируемого и сравниваемого объекта, выясняя, какие показатели совпадают, а какие отличаются. При этом сначала сравнивают интегральные (групповые) свойства, а затем – единичные (индивидуальные). Такая последовательность сравнительного исследования позволяет выявить существенную разницу уже на начальных стадиях исследования.

Оценка результатов сравнительного исследование показывает заключительную и наиболее ответственную стадию. Сначала оценивают установленные отличия, выясняя их происхождение, определяют причину их возникновения (хранение, транспортировка, использование). Поэтому для правильной оценки выявленных отличий необходимо изучить условия эксплуатации, условия хранения, транспортировки.

Исследования по установлению показателей подлинности и методов их определения сейчас начато только на некоторые товары. Поэтому надо провести разработку стандартов, в которых будут описаны методы обнаружения фальсификации парфюмерных изделий. Хотя большинство групп товаров не имеют установленных показателей подлинности, а их разработка требует теоретических исследований и накопления практических результатов, даже в однородной группе товаров есть отличие номенклатуры показателей для разных товаров, которые определяются различным составом, назначением, свойствами и т.п.

Количество необходимых показателей подлинности должно быть оптимальным, то есть испытания не должны проводиться по всем показателям качества, чтобы не затруднять идентификацию.

Статья на тему особенности идентификации парфюмерных товаров