Одним из элементов рынка общественного здоровья является рынок медицинских услуг. Рынок медицинских услуг функционирует при взаимодействии трех основных параметров — спроса, предложения, цены.

Главным фактором, определяющим величину спроса и предложения на платные медицинские услуги, является цена. Определяющий момент в потребностях медицинских услуг – нужда индивидуума в сохранении и приумножении состояния своего здоровья. По мнению И. А. Тогунова нужда медицинская – осознанное либо ощутимое чувство «нехватки здоровья». Другими словами, нужда медицинская – нехватка состояния нормы, нехватка индивидуального физического и духовного благополучия, нехватка жизни, нехватка физической и психической свободы, а медицинский спрос – экономический эквивалент возможности удовлетворения потребности в медицинской услуге.

Спрос – количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене, т.е. платежеспособная потребность в медицинских услугах. Спрос на услуги при прочих равных условиях изменяется в обратной зависимости от цены. Снижение цены на медицинские услуги побуждает покупателя приобрести в большем количестве подешевевшие услуги (эффект дохода), особенно, если некоторые из них являются заменителями почти аналогичных, но более дорогих услуг (эффект замещения).

На спрос действуют и другие (неценовые) факторы:

  • уровень дохода населения (высокий доход – высокая платежеспособность);
  • демографические изменения в стране – повозрастная структура населения (рост числа пожилых людей увеличивает спрос на медицинское обслуживание);
  • уровень заболеваемости, изменение вкусов населения – реклама (мода на физкультуру и спорт приводит к большому спросу на услуги спортивных и тренажерных залов);
  • провоцирование спроса рекомендациями врачей, заинтересованных в реализации своих услуг.

Специфика формирования спроса на услуги здравоохранения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностью спроса на эти услуги, характеризующегося избирательностью и селективностью. Поэтому сегодня Дорожная клиническая больница — современный многопрофильный медицинский центр.

Поликлиника для детей и взрослых, терапевтический, хирургический и эндохирургический стационары, десятки врачебных специальностей, сотни единиц техники, тысячи услуг — профилактика, диагностика, лечение, реабилитация. Всё в одной клинике. Без очередей.

Дорожная клиническая больница ХХI века — это индивидуальный подход, точная диагностика, новейшее оборудование и использование всех возможностей клиники, благодаря чему быстро добивается результатов лечения.
Одна из особенностей рынка медицинских услуг – нерегулярность и непредсказуемость возникновения спроса на медицинские услуги. Люди не знают того, когда в будущем им понадобится врачебная помощь, они не могут предвидеть изменения состояния здоровья, тяжесть будущих заболеваний, вид необходимых медицинских услуг и их стоимость. Характер зависимости величины спроса на платные медицинские услуги от их цены изменяется неоднородным образом, хотя общая тенденция снижения величины спроса на услуги по мере роста цены, известная как закон спроса, имеет место в отношении платных услуг здравоохранения.

Спрос на конкретную медицинскую услугу различен и зависит от личности пациента и его платежеспособности. Объективное расслоение общества по степени благосостояния породило медицинские учреждения разных форм собственности, которые оказывают услуги контингентам определенной социальной группы. Процесс классификации потребителей по группам с различными нуждами и потребностями, характеристиками или поведением принято называть сегментацией рынка медицинских услуг.

Разделение рынка медицинских услуг на сегменты в определенной степени может характеризовать потребителей медицинских услуг в данном сегменте в соответствии с их состоянием здоровья. Сопоставление объема спроса и предложений на рынке медицинских услуг позволяет выделить следующие сегменты.

Профилактический сегмент рынка медицинских услуг — рынок, на котором преобладает спрос и предложение на профилактические медицинские услуги. Потребителей на этом рынке характеризует высокая степень качества жизни и желание изменения этой степени в сторону увеличения.

Лечебный сегмент рынка медицинских услуг – рынок, в котором преобладают потребность, спрос и предложение на лечебно-диагностические медицинские услуги. Доля потребности и предложений в медицинской помощи высока. Такой рынок соотнесен с заболеваемостью населения и подлежит специфической сегментации.
Социальный сегмент рынка медицинских услуг – рынок, где предложение медико-социальных услуг направлено на поддержание таких состояний потребителей медицинских услуг, при которых объективно не удается их изменение в сторону повышения качества жизни.

Таким образом, особый характер медицинских услуг требует значительного государственного участия в регулировании рыночных отношений здравоохранении, которое выражается в необходимости выработки стратегического курса развития рынка медицинских услуг, его совмещения с российской государственной системой и определения наиболее эффективных направлений развития рынка медицинских услуг. А интересы государства по сохранению здоровья населения способствуют обеспечению медицинскими услугами каждого конкретного человека, определяют специфику спроса на рынке медицинских услуг.