Невроз и способы его преодоления. Невроз — собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению.

Что такое невроз?

Развиваются под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и так далее.

Невротические расстройства нарушают лишь определенные сферы психической деятельности, не сопровождаются психотическими явлениями и грубыми нарушениями поведения, но при этом они могут существенно влиять на качество жизни.

Для невроза характерно:

  1. Наличие психогенного этиологического фактора.
  2. Разнообразие и динамичность клиники.
  3. Обратимость симптоматики.
  4. Отсутствие патологоанатомического (морфологического, органического) субстрата.

Классификация неврозов

Общие неврозы

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный невроз;
  • истерия;
  • ипохондрический невроз;
  • нервная анорексия.

В клинической картине общих неврозов преобладают эмоциональные расстройства (страх, тревога, раздражительность). Общие неврозы:

Неврастения (астенический невроз)

 

В основе данного синдрома лежит слабость нервных процессов у лиц слабого или возбудимого типа. Как правило, возникает при длительной психотравмирующей ситуации, интеллектуальной нагрузке, различной негативной стимуляции.

В клинической картине наблюдается повышенная раздражительность, утомляемость, истощаемость активного внимания, гнев с переходом в плач, невозможность сосредоточиться, легкое снижение памяти, плохое усвоение учебного материала. Данные симптомы сопровождаются вегетативными расстройствами головными болями, снижением аппетита, гипергидрозом (чрезмерное потоотделение), нарушениями сна.

Выделяют два типа астенического невроза:

  • астено-адинамический, в клинической картине — вялость, плаксивость, эмоциональная лабильность;
  • астено-гипердинамический, в клинической картине — двигательная расторможенность, беспокойство, повышенная возбудимость.

Описанные симптомы могут наблюдаться также и после перенесенных длительных или тяжелых соматических заболеваний. Но в отличие от неврастении в клинической картине будет преобладание астенических симптомов над маловыраженными невротическими реакциями, нет прямой связи с психотравмирующей ситуацией, т. е. астения носит соматогенный характер.

Невроз навязчивых состояний

В клинической картине данной формы неврозов преобладают разнообразные навязчивые явления, т. е. движения, действия, страхи, мысли, влечения, которые возникают помимо и вопреки воле.

Навязчивые страхи чрезвычайно разнообразны:

  • страх смерти (такатофобия),
  • тяжелого заболевания (кардиофобия, канцерофобия, СПИДофобия),
  • загрязнения (лизофобия), устных ответов, открытых и закрытых пространств, острых предметов.
  • наиболее рано возникает боязнь темноты, одиночества.

У большинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда носящие ритуальный характер (постоянное мытье рук, подпрыгивания в определенном порядке, обведение букв). Навязчивые состояния характерны для больных шизофренией.

Однако в пользу диагноза невроза будут говорить:

  • связь проявлений с воздействием психотравмирующего фактора;
  • критическое отношение к невротическим реакциям, стремление их подавить, скрыть;
  • усиление симптомов при волнении;
  • эффективность проводимой седативной терапии.

Кроме того, при шизофрении отмечается усложнение клинической картины (появление аутизма, галлюцинаций), наличие признаков дезадаптации, расстройства мышления с интеллектуальным снижением.

Невроз навязчивых состояний имеет склонность к затяжному рецидивирующему течению, чему способствуют тревожно- мнительные черты характера.

Депрессивный невроз

 

Типичные проявления данной формы неврозов наблюдаются в подростковом возрасте. На первый план в клинической картине выступает подавленное настроение, бедная мимика, тихая речь, замедление движений, плаксивость.

Психотравмирующая ситуация субъективно значима, неразрешима для ребенка. Самооценка занижена. Как правило, снижается школьная успеваемость, отмечаются соматические расстройства (снижение аппетита, запоры, бессонница).

При этом первичные обращения к врачу нередко бывают по поводу соматовегетативных расстройств, которые беспокоят родителей. Часто не фиксируется внимание на психогенный характер нарушений.

У детей младшего возраста депрессивный невроз проявляется атипично: в виде раздражительности, озлобленности, агрессивности, реакциями протеста (энурез, энкопрез).

В связи с выраженной атипичностью симптоматики диагностика затруднена, требует проведения психологических исследований.

В постановке диагноза помогает то, что в этом возрасте депрессивный невроз провоцирует достаточно сильный травмирующий фактор: смерть, развод родителей, длительная разлука с ними, переживание собственной неполноценности в связи с физическими дефектами. Течение депрессивного невроза в младшем возрасте кратковременно, но если принимает длительный характер (до 2-3 лет), то возможно появление отставания в физическом и психическом развитии.

Диагностика депрессивного невроза от других невротических состояний достаточно важна, так как при депрессивном неврозе назначаются антидепрессанты, а назначение транквилизаторов может усилить депрессию.

Истерический невроз

 

В основе психологического конфликта при истерии — высокий уровень притязаний, не соответствующий возможности личности.

Важная роль принадлежит истероидным чертам личности в преморбидном состоянии (повышенная впечатлительность, эгоизм, эгоцентризм, «жажда признания», демонстративность, склонность к бурным аффективным реакциям).

Для истерического невроза характерно большое разнообразие симптомов и их изменчивость даже у одного и того же больного, при этом они могут симулировать проявления самых разных болезней. Больные, с одной стороны, подчеркивают исключительность своих страданий, с другой — проявляют безразличие к «парализованной» конечности, не тяготятся слепотой. Данные проявления могут служить защитой от каких- либо требований, оправдывая нежелание или невозможность выполнения чего-либо.

Ипохондрический невроз

Это невротическое расстройство при чрезмерной озабоченности своим здоровьем, опасениями по поводу возникновения заболевания. Зачастую встречается в подростковом возрасте, связано со смертью или травмой близких людей, либо недомоганием самого подростка.

Наиболее часто встречается страх удушья, остановки сердца, боязнь неизлечимого заболевания. Данное состояние нередко сопровождается вегетативными изменениями в виде тахикардии, колебаний артериального давления, гипергидроза, снижения аппетита, повышением температуры тела.

Нервная анорексия

 

Нервная анорексия характеризуется патологическим отказом от еды.

Может встречаться у детей дошкольного возраста после насильственного кормления, наказания, совпадающего со временем кормления или каких-либо неприятных событий, сопутствующих кормлению. Эффективным является устранение психотравмирующей ситуации, правильный режим питания, психотерапия. Значительно чаще данный вид невроза встречается у девочек пубертатного возраста.

Преморбидными (предшествующие) чертами личности являются педантизм, самолюбие, ригидность установок, тревожная мнительность, склонность к завышенным оценкам событий. Заболевание провоцируется замечаниями о фигуре, массе тела, обычно встречается в семьях с «культом еды». Идея похудания становится сверхценной. На первом этапе девочки ограничивают себя в рационе высококалорийными продуктами, затем и объемом пищи в целом. Больные начинают применять истощающие физические упражнения, вызывают рвоту, делают очистительные клизмы.

Потеря массы тела достигает 20-30%, однако больные при этом сохраняют работоспособность, общую подвижность.

На следующем этапе (кахексическом) наблюдаются выраженные соматоэндокринные нарушения: прекращение менструаций, дистрофия миокарда, гипотония, брадикардия, нарушение усвоения пищи. Без лечения данный этап может закончиться летальным исходом.

Причины возникновения неврозов

 

Основным этиологическим фактором является острая или хроническая психическая травма, однако имеют значение и предрасполагающие факторы:

Пренатальные факторы:

  • невротическое состояние матери, неблагоприятная обстановка в семье во время беременности;
  • наличие диэнцефального синдрома (симптомокомплекс, возникающий в результате поражения гипоталамо-гипофизарной области, в картине которого имеются вегетативно-эндокринно- трофические расстройства.) у матери;
  • перенесенная хроническая внутриутробная гипоксия.

Интранатальные факторы:

  • преждевременные или поздние роды;
  • дискоординация родовой деятельности;
  • гипоксия, асфиксия плода в родах

Выделяют три основные группы условий, способствующих или препятствующих развитию неврозов: биологические, социальные и психогенные.

Биологические условия развития невроза:

  1. Наследственная предрасположенность. Отдельные невротические состояния (например, панический синдром) чаще встречаются у представителей одной генеалогической линии.
  2. Пол (невроз реже возникает у мужчин).
  3. Возраст (невроз чаще развивается в пубертатном и климактерическом периодах).
  4. Конституциональные особенности человека (к неврозам более склонны астеники).
  5. Перенесённые и текущие заболевания, снижающие резистентность организма.

Социальные условия развития невроза:

  1. Особенности профессиональной деятельности (например, информационные перегрузки, однообразие трудовых операций).
  2. Неблагополучное семейное положение.
  3. Неудовлетворительные бытовые условия.
  4. Особенности сексуального воспитания.
  5. Неудобное рабочее место или транспорт.

Психогенные условия развития невроза:

  1. Личностные особенности (индивидуальный способ мышления, восприятия, поведения и реагирования на воздействия у данного человека).
  2. Психические травмы в детстве.
  3. Психотравмирующие ситуации (например, тяжёлая болезнь или утрата близких, служебные или «академические» трудности и некоторые другие).

Формирование невроза определяется не только непосредственной реакцией личности на патогенное воздействие, но и более или менее длительным процессом анализа (в клинике это обозначают термином «идеаторная переработка») индивидом сложившейся ситуации, её последствий, боязнью невозможности приспособиться к сложившимся обстоятельствам.

Спорт как лекарство от невроза

 

Основой патофизиологических изменений при неврозах являются нарушения:

  • процессов возбуждения и торможения
  • взаимоотношений между корой и подкоркой
  • нормального соотношения первой и второй сигнальных систем

Физиологи установили, что типологические особенности высшей нервной деятельности влияют на характер дыхания. Это лишний раз подтверждает влияние высшей нервной деятельности и ее особенностей на вегетативные функции организма.

Ученики И.П. Павлова, а так же представители клинической невропатологии подчеркивали связь неврозов и висцеральных расстройств, что необходимо учитывать при применении лечебной физической культуры.

Сниженная физическая активность может быть одним из факторов риска в развитии невроза и сопутствующих вегетативных расстройств. При гипокинезии снижается общий тонус коры головного мозга, становится дефицитной информация о внешнем мире и снижаются адаптационные способности нервной системы. П. К. Анохин показал, что периферические импульсы через ретикулярную формацию тонизируют кору головного мозга.

Тонус центральной нервной системы, постоянно поддерживаемый экстеро-, проприо-, и интероцептивными воздействиями, определяет жизнеспособность и возможности физиологического приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды.

В.В Михеев и С.Н. Давиденков показали, что гипокинезия вызывает астенический невроз и вегетативно-сосудистые дисфункции.

Процесс приспособления к сниженной физической активности сопровождается значительным нервным напряжением, приводящим к невротическим явлениям. Все это еще раз подтверждает, что физическая активность необходима в комплексной терапии больных неврозами.

Лечебная физкультура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного. Физические упражнения непосредственно влияют на основные патофизиологические явления при неврозах. Упражнения выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение, торможение), координируют функции коры и подкорки первой и второй сигнальных систем.

Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. Положительные эмоции во время тренировок улучшают деятельность организма и создают благоприятные условия отдыха нервной системы.

Систематические, методически правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы к различным воздействиям окружающей среды, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения.

Во время физических упражнений, кроме зрительного, слухового, осязательного анализаторов, включаются анализаторы движения, сигнализирующие в двигательную область коры больших полушарий, как об отдельных положениях, так и о движениях тела.

Задачи физического воспитания:

  1. Применение средств эмоционального воздействия для создания активного положительного отношения и устойчивого интереса к физической культуре.
  2. Восстановление и развитие физических и функциональных возможностей индивида при правильном, постепенном и постоянном использовании средств физической культуры.
  3. Использование средств физической культуры в научно- обоснованном режиме для индивида.