В современной психологии развитие творческих способностей является актуальной проблемой. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей: индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; способности не сводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость их приобретения. Б.М. Теплов указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Креативность понимается как одна из общих способностей человека. Общие способности рассматриваются как общие свойства психики в различных сферах оперирования опытом: усвоение опыта связано с таким свойством или способностью, как обучаемость; применение опыта с интеллектуальными способностями; а преобразование опыта с креативностью, т.е. креативность является общей способностью человека к творчеству.

Существует большое число факторов, определяющих природу креативности и творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три группы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности. Следует отметить, в настоящее время в психологии наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Единой стройной теории творчества и развития творческих способностей еще не существует. Однако во всех рассматриваемых работах можно проследить некоторую единую тенденцию к решению данной проблемы, которая сводится к следующим важным положениям.

Во-первых, творческие способности, или творческие потенциалы, заложены в каждом ребенке. Творчество – это естественная, природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться в преподавании, в торговле, в приготовлении пищи и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия.

Вместе с тем, креативность может проявляться у одного и того же человека в разных видах деятельности: например, ученый, не нашедший своей темы в науке, может стать талантливым педагогом, организатором и пр. Кроме того, креативность рассматривается не как один фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности. Поэтому для педагога все дети должны быть «потенциальными креативами», и задача педагога – увидеть индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.

Во-вторых, развитие креативности происходит в творческой деятельности. Причина формирования нетворческого стиля мышления заключается в том, что в процессе обучения в школе дети постоянно сталкиваются с задачами закрытого типа, т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение. В результате такого обучения у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Таким образом, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т.е. черты креативного мышления могут сложиться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях открытого типа. Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем.